По некоторым данным, ERP-системами, разработанными в SAP, планируется оснастить российские государственные структуры в рамках темы «Разработка административных регламентов» федеральной целевой программы «Электронная Россия». По оценкам экспертов, стоимость подобной сделки, если она будет заключена, может оцениваться в суммы от 100 млн. до 200 млн. долларов.
В случае с Oracle акции протеста против этой сделки выразились главным образом в голосовании миноритарных акционеров «Связьинвеста», а также некоторых представителей Российского фонда федерального имущества в совете директоров межрегиональных компаний. Они были возмущены тем, что их не проинформировали о подготовке соглашения и ходе выборов поставщика системы. Однако возможное подписание контракта с другим западным ИТ-гигантом вызовет куда более бурную реакцию российских бизнес-кругов.
Причин этому несколько. Во-первых, если рассуждать здраво, установка ERP- системы в государственном учреждении просто противоречит здравому смыслу. Административные регламенты, которые планирует автоматизировать Мининформсвязи, фактически обозначают не что иное, как в чистом виде документооборот и его организацию на каждом рабочем месте. ERP (Enterprise Resource Planning) – это по определению система планирования и управления ресурсами предприятия, необходимыми для осуществления продаж, закупок и учета при выполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибуции и оказания услуг. Как видно, эти задачи в полной мере относятся к производственным предприятиям, но никак не к государственным министерствам и ведомствам. Если бы, скажем, у Минтранспорта или Минсельхоза были бы свои склады готовой продукции, имелись дистрибьюторы, которым эта продукция регулярно отгружалась, то установка ERP (произведенной в SAP или в любой другой компании) была бы вполне оправдана. Однако к задачам министерств относится осуществление функций по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, то есть решение задач специфических.
Во-вторых, неизвестно, как отреагируют соответствующие органы на вероятный допуск системы крупнейшего западного ИТ-концерна в «святая святых» – органы госвласти России. В этой связи можно вспомнить, как американцы возмущались тем фактом, что на каждом сантиметре нового здания американского посольства, построенного советскими специалистами, встроены подслушивающие устройства. Однако скандалы, связанные с «заглушками» и «жучками», спрятанными в программном обеспечении, неоднократно гремели как в России, так и за рубежом. Обвинения сыпались в адрес крупнейших производителей «софта». Причем много раз упоминали об интересе западных спецслужб в этих программах.
В-третьих, совершенно непонятно, почему такой заказ может быть отдан именно иностранной компании. Даже если речь идет о ERP-системах, то в России существует множество своих, собственных решений. Они и на порядок дешевле, и задач решают не меньше, да и по качеству не отстают. Например, известная по всей России компания «1С». В многочисленных интервью ее президент Борис Нуралиев неоднократно поднимал проблему выбора необоснованного госструктурами именно западных производителей.
«Главная проблема в том, что наше государство в первую очередь помогает западным компаниям, а своих держит в узде… Фактически правительство пытается поддержать не выход российских фирм за рубеж, а их скупку иностранцами», – говорил Нуралиев. Между тем существует немало примеров, когда российские подразделения больших западных компаний были автоматизированы на «1С: Предприятии». Сейчас «1С» получает предложения растиражировать эти решения на другие страны – Бразилию, Пакистан.
Таким образом, если информация подтвердится, впору будет говорить не только о выгодном для чиновников «распределении» денег по очередной федеральной программе, но и об откровенном лоббировании иностранных интересов. Скорее всего, эта тема еще не раз станет предметом тщательных журналистских расследований. Ведь речь идет и о национальной безопасности России.