Posted 7 октября 2004, 20:00
Published 7 октября 2004, 20:00
Modified 8 марта, 02:20
Updated 8 марта, 02:20
ДИНА РУБИНА. «На Верхней Масловке»
Жанр книги – современная городская проза – нынче в большом дефиците. Прежде здесь блистал Юрий Трифонов, потом Юрий Арбатов, сейчас – Дина Рубина. Писать просто, искренне, без выпендрежа и жажды коммерческого успеха сложно. Нынче в моде другая литература: полная сленга, выдуманных эпатажных историй, тусовок и похождений мачо в поисках денег и женщин.
Дина Рубина не желает ничего придумывать и никого шокировать. В ее незамысловатых и искренних повестях предстает обыденная жизнь. С ее переулочками, спорами на кухне, любовными треугольниками, бытовыми чаяниями и спонтанными праздниками с помощью заначенной трешки. И благодаря этому от книжки Рубиной, не старающейся показаться крутой, а потому как раз и пишущей круто – не оторвешься.
Польза: 4,5 – очень искренняя проза. Читая книгу, легко узнаешь себя и своих знакомых. Невольно задумываешься о том, как поступил бы в той или иной ситуации. Порой пробивает смех сквозь слезы, порой стыдишься, вспоминая, как сам опозорился, оказавшись некогда на месте героев…
Интерес: 5 – из всех повестей, рассказов и бесед «На Верхней Масловке» особенно выделяется бытовая история «Двойная фамилия». Она на очень житейскую тему: муж узнает, что жена родила сына от другого мужчины. Она уходит, и начинается дележ ничего не понимающего малыша, который никак не уяснит, почему взрослые не могут жить в мире и любви... Возможно, потому, что еще не успели прочитать эту книжку.
Цитата: «У вашей старушки и астма, и сердечная недостаточность, – неприязненно сказал молодой доктор. – Ну заколем ее… Она неделю еще протянет. Она вам кто, бабушка?
– Дедушка, – коротко ответил Петя, – выпиши антибиотики!
Петя взял его за отвороты халата, потянул на себя. Получилось глупо. Но он ничего не мог с собой поделать. Несколько секунд врач смотрел на его прыгающие белые губы, после чего сказал:
– Успокойтесь. Не мните халат, я выпишу рецепт».
ГЕОРГИЙ ЭФРОН. Дневники. Тома 1 и 2
Все в истории повторяется – сказал один из великих. Принимая свои судьбоносные решения, рассуждая про демократию и законы, некоторым видным политикам надо в обязательном порядке прочесть этот двухтомник. Потому что «Дневники» Георгия Эфрона (кто не помнит – сына поэтессы Марины Цветаевой) как раз про это: про демократию, наплевательское отношение к жизни одного человека ради могучего государства, про войну. И про то, как незаметно одно переходит в другое.
14-летний Сережа вместе с мамой Мариной Цветаевой вернулся в Россию из Парижа. И с тех пор каждый день вел подробный дневник – честный и без купюр. Фактически это альтернативный учебник истории 1939–1943 годов, только написанный от лица человека, который стал винтиком в великой и большой игре политиков. Если бы эта книга появилась в печати лет 15–20 назад и вошла в общеобразовательную программу, школьники уже тогда бы свергли КПСС и вряд ли смогли найти хоть несколько осмысленных оправданий злому гению – Иосифу Сталину.
Польза: 5 – честно и скрупулезно описана повседневная жизнь: народные дружины, доносы, блат, рвачество, очереди на регистрацию, произвол НКВД и страх, страх, страх… Государство давит всех себе неугодных или даже кажущихся подозрительными. Эта книга о том, как люди выживали, вместо того чтобы просто жить. Хорошее предостережение XXI веку от века XX.
Интерес: 5 – сын Марины Цветаевой – и сам личность яркая, талантливая. Помимо наблюдательности, в его дневниках много интересных размышлений о книгах, футболе, спектаклях и фильмах тех лет.
Цитата: «Завтра мы с мамой выпишемся отсюда (срок истекает 15-го). Скоро придут из домоуправления – выселять. Снова негде жить, опять неопределенность! Зато звонил Пастернак и сказал, что Павленко обещал написать прошение в школу. Теперь у меня будут уже два прошения (еще одно от журнала «Знамя») и надеюсь, что при наличии этих ходатайств в школу меня все-таки примут…»
ХЕЛЬМУТ КРАУСТЕР. «Сытый мир»
Первый культовый роман о современных бомжах. Жизнь «низов» любили описывать многие: от Виктора Гюго до Максима Горького. Главный герой Хаген бродит по всему Бундесу, пьет пиво везде, где только влезет, дерется, когда захочет. А попутно пытается сбежать от самого себя. Хагену везет: кто-то от подобной жизни замерзает, получает удар ножом в пьяной драке. А он – влюбился в беглую школьницу. Вот они и бомжуют по свету, познавая мир и друг друга. В итоге вышла романтично-хулиганская книжка про то, как чувства побеждают даже хандру и бездомность. Если бы немец Краустер сочинял этот роман в России, подобный хеппи-энд у него вряд ли бы получился. Зато веры в жизнь и бескорыстную любовь хоть отбавляй. Может, она кого-нибудь и согреет своим оптимизмом.
Польза: 4,5 – очень точно описано, отчего люди страдают и становятся чужими друг другу. Особо поучительно – о том, как начинаются и чем безнадежно заканчиваются конфликты отцов и детей.
Интерес: 4 – написано очень живо, с массой ярких диалогов, дерзко сменяющихся ситуаций и приключений на грани спонтанной гибели от несчастного случая. Мордобоя и пофигизма тоже хватает.
Цитата: « И куда же мы теперь? – спрашивает Юдит. – У нас есть 200 марок, и тут полно всяких пансионов. – Я больше никогда не вернусь домой! Что же мне делать? – Хмм. Я не хочу тебе ничего навязывать, но если бы ты меня немного любила, все было бы намного легче. – Ну хорошо, тогда считай, что я люблю тебя!
Победа. Победа. Хмм...