Posted 29 сентября 2004, 20:00

Published 29 сентября 2004, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Не стоит сдаваться

29 сентября 2004, 20:00
Минувший сезон прошел под знаком Чехова, сценические интерпретации которого не принесли открытий. В начале нынешнего сезона состоялась долгожданная премьера «Трех сестер» у Петра Фоменко в его «Мастерской». Спектакль, правда, тоже был поставлен в прошедшем театральном сезоне, но игрался не в Москве, а за границей. Сейч

У Петра Фоменко были и более совершенные постановки – «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастье». Но эта, чеховская, тоже говорит о многом. Театр, который создает Петр Фоменко сегодня, не должен соприкасаться с безнадежно грубой и страшной реальностью. Фоменко как художник живет в мире своего искусства и приглашает нас приобщиться к нему. Сам он ни на чем не настаивает. Он таков, каков он есть, с грузом прожитых лет и профессионального опыта, с мировоззрением, сформированным не сегодня, в чем-то старомодный, но глубокий, утонченный и истинный в своем творчестве.

Поэтому смело идите на «Три сестры», где играют великолепные фоменковские актеры, погрузитесь в атмосферу дома Прозоровых, населенного возвышенными и прекрасными людьми, рассуждающими о полезном труде, о будущей жизни, о счастье и терпении. Они все идеалисты, за исключением, пожалуй, Соленого (Карен Бадалов) и доктора Чебутыкина (Юрий Степанов), тоже страдающего от собственной праздности, бесполезности, но ставшего равнодушным к чужому горю и почти циничным. Ольга (Галина Тюнина) переживает здесь драму одиночества, она бы вышла замуж даже за старика, чтобы исполнить свой долг. Потому что долг – главная ее движущая пружина. Поэтому она и работает не покладая рук, поэтому взваливает на свои плечи непосильный груз, но не жалуется, все терпит и так и проживет свою одинокую жизнь в труде и заботах о других. Утонченная, красивая Маша (Полина Кутепова) отчаянно влюбляется в чудака Вершинина (Рустем Юскаев), философствующего о том, что будет через двести лет, но ничего не могущего изменить в своем существовании сегодня, и тоже остается одинокой. Хотя у нее есть муж – Кулыгин (Тагир Рахимов), прекрасной души человек, очень добрый, но не дающий ее душе возвышенных и сладких терзаний, в которых она так нуждается. Щемяще нежная, трогательная Ирина (Ксения Кутепова) тоже останется одинокой, пережив череду несчастий и крушений надежд на перемены. Трагически погибает Тузенбах (Кирилл Пирогов), светлый, радостный человек, еще совсем юный, влюбленный в Ирину. Падает духом Андрей (Андрей Казаков), некогда претендовавший на блестящую и благородную научную карьеру. Он сникает в своем одиночестве рядом с чуждой ему по духу, приземленной женой Наташей (Мадлен Джабраилова), которая ему изменяет. В общем здесь рассказывается совсем не радостная история о прекрасных, возвышенных людях, которым не удается жизнь.

Это история о беззащитности духа. О драме интеллигенции. О поражении красоты, утонченных чувств. Но отчаяние у героев Фоменко только усиливает инстинкт жизни. В финале, когда уходят из города военные и погибает на дуэли Тузенбах, сестры, преодолевая себя, исступленно говорят о том, что жизнь продолжается и их страдания перейдут в радость, счастье и мир настанут на земле. Эти чеховские слова, такие знакомые, звучат как призыв к тому, что не стоит сдаваться.

Фоменко ставит Чехова в традиции 70–80-х годов, когда Чехов для театра был мерилом и эталоном духовности. Сегодня мы тоже можем погоревать о том, что светлые и чистые помыслы духовно одаренных людей не приносят им счастья. В своей преданности духовности Фоменко остается самим собой, Дон Кихотом и идеалистом. И его высокие и благородные чувства, которыми пронизан спектакль, придают нам твердость, но и вселяют грусть оттого, что подобных чувств становится все меньше.

Подпишитесь