Posted 19 сентября 2004, 20:00

Published 19 сентября 2004, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

«Сбывается мечта спецслужб»

19 сентября 2004, 20:00
«Сбывается мечта спецслужб»

На мой взгляд, предложение депутата Крутова запретить телевидению и радио освещать теракты, пока заложники не освобождены, абсолютно неприемлемо. При нынешней информационной плотности отсутствие прямой информации будет порождать такое количество бесконечных слухов, что даже маленький теракт будет разрастаться до размеров безумного. То есть никакого улучшения ситуации точно не будет. Кроме того, депутат фракции «Родина» озвучил давнюю мечту спецслужб. Несмотря на то что одной из основных целей террористов действительно является публичность, в нынешних условиях недопустимо купировать телевизионную картинку и радиоэфир. А такие попытки предпринимаются регулярно. И с каждым новым терактом, с каждой новой чрезвычайной ситуацией, когда власть предстает в нелицеприятном виде, они лишь учащаются. Сокрытие реальной информации очень выгодно специалистам по ограничению ее выплесков. Например, мы до сих пор не знаем, что было записано на видеокассете, которую передали террористы, захватившие школу в Беслане, г-ну Аушеву. Поэтому в данном случае уже были продемонстрированы все способы снижения информационной активности, и, на мой взгляд, добавить к этому нечего.

Сегодня практически все каналы уже находятся в определенном информационном режиме, установленном государственной властью. Выдавать какую-либо информацию с места трагедии они могут только с разрешения штаба, если штаб, в который входят силовики и официальные лица, сочтет нужным что бы то ни было по этому поводу сообщить. А во время бесланских событий сообщений из штаба практически не было, поэтому очень много сил телевизионщики бросили на то, чтобы добыть хоть какие-то данные, приближенные к достоверным. Оказалось, что право журналиста на доступ к официальной информации в конкретной ситуации вылилось в затяжной и довольно бесплодный процесс.

К тому же на каналах уже есть хорошо отработанная технология ограничения информации. Поэтому мне кажется, что кому-то очень хочется, чтобы не было вообще ничего. Но так не будет. Очевидно, что, предлагая в закон поправки, ограничивающие свободу получать и передавать информацию, депутат Крутов исходит из тезиса: если нельзя ликвидировать теракты с помощью действий специальных служб, давайте их ликвидируем с точки зрения информационного освещения. Вот, собственно, какова его сверхзадача.

При этом и он, и силовики постоянно пытаются навязать мысль, что своими действиями они лишь пытаются облегчить работу СМИ. На самом деле этой цели они явно не преследуют.

Взять хотя бы антитеррористическую конвенцию, подписанную участниками эфира после захвата заложников в Театральном центре на Дубровке. Она содержит массу разумных позиций, но все они, к сожалению, накладывают обязательства только на одну из сторон. Ведь в конвенцию даже не включены спецслужбы как составляющая часть информационного процесса. Именно поэтому конвенция не действует, что позволяет и дальше раскручивать новые законодательные инициативы в части ужесточения работы СМИ на месте терактов.

Автор – председатель Фонда защиты гласности

Подпишитесь