Posted 1 сентября 2004, 20:00
Published 1 сентября 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:42
Updated 8 марта, 09:42
Свое выступление на пресс-конференции по итогам поездки в Чечню представитель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), один из авторов доклада по ситуации в Чечне Тадеуш Ивиньский начал со слов соболезнования в адрес пострадавших накануне от теракта возле метро «Рижская». Возможно, эта трагедия оказала на уважаемого польского парламентария определенное влияние, но он был достаточно сдержан в своих оценках прошедших выборов. Г-н Ивиньский сразу предупредил, что его визит просто совпал с выборами чеченского президента и он не был официальным наблюдателем. Его скромная задача сводится к подготовке доклада по ситуации в Чечне и его представлению на октябрьском заседании ПАСЕ.
Эту преамбулу г-н Ивиньский произнес на русском языке, но тут же извинился перед журналистами за то, что отчитываться о поездке он будет по-английски. На языке Шекспира польский парламентарий осторожно сообщил, что «в Чечне по-прежнему трудно проводить демократические выборы на основе плюрализма». Выборы предполагают наличие кандидатов от всех слоев общества, а в этот раз этого не произошло. Но по его наблюдениям, жители республики считают, что избрание президента, «имеющего конструктивные связи с федеральным центром», поможет нормализации ситуации. Из положительных изменений в Чечне г-н Ивиньский, который посетил республику в восьмой раз, отметил улучшение положения беженцев после их возвращения в республику. «Но Грозный по-прежнему является городом-призраком. И напоминает Варшаву после восстания в 1944 году», – поделился он своими впечатлениями.
Большое впечатление на г-на Ивиньского произвело общение с Рамзаном Кадыровым в Центорое. Сын покойного президента Чечни был весьма доволен победой футболистов «Терека» над польским «Лехом». Рамзан Кадыров не преминул подметить, что следующий матч чеченских футболистов состоится с клубом из Швейцарии, родины второго докладчика по Чечне в ПАСЕ Андреаса Гросса. В заключение Тадеуш Ивиньский выразил надежду на то, что грядущие парламентские выборы станут очередным шагом на пути Чечни к демократии.
Его коллеге вице-президенту Конгресса местных и региональных властей Европы Жану-Клоду Фреко повезло больше – он мог вещать на родном французском языке. Г-н Фреко был настроен не столь благодушно. «В Албании, Македонии, Румынии или Азербайджане на выборах мы посещали до 20 избирательных участков, а в Чечне власти смогли привезти нас лишь на 3», – возмущался он. Правда, представитель Совета Европы все же поблагодарил чеченские и федеральные власти за обеспеченную безопасность. Г-н Фреко сообщил, что на этих трех участках он ничего предосудительного не заметил. Но на каждом они провели не более «пары десятков минут». На улицах же Грозного, несмотря на выходной день, оживления он не заметил. А тут еще и журналисты сомневаются в высокой явке избирателей.
Тут, уже по-русски и, стало быть, неофициально, слово снова взял г-н Ивиньский. Он назвал прошедшие выборы «вынужденными в связи с гибелью Ахмат-хаджи Кадырова». Он сказал, что не хотел бы подробно обсуждать полученные результаты и реальность данных по явке избирателей. «В Польше на последних парламентских выборах явка вообще составила 46%», – доверительно сообщил он. Но г-н Ивиньский верит в то, то Алу Алханова действительно поддержали 74% проголосовавших. По его наблюдениям, в Чечне людям настолько все надоело, что они подходят к выборам весьма прагматично: лишь бы не было войны. А демократию там рано или поздно, по его мнению, построят. Г-н Ивиньский привел в качестве примера Южную Африку, где тоже не в один день все получилось.
А вот правозащитники в среду были более резки в оценках прошедших в Чечне выборов. Так исполнительный директор Международной Хельсинкской федерации защиты прав человека Аарон Роудз считает победу Алу Алханова «манипуляцией демократическими институтами с целью узаконения предрешенного результата». «Такая политика скорее укрепит стороны в решимости продолжать эту войну», – сказал г-н Роудз. По мнению правозащитников, в Чечне не были соблюдены даже минимальные международные стандарты проведения свободных выборов и урок «кадыровского эксперимента не пошел впрок федеральной власти».