Posted 30 августа 2004, 20:00
Published 30 августа 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:43
Updated 8 марта, 09:43
Можно сказать, что в Париже было проще, так как там абсолютно отсутствует серьезная критика. Есть журналисты, которые следят за каждым шагом своих французских любимцев в Опере и пишут в ежедневные журналы; другие, побогаче, гоняются за звездами в их гастрольных турне по всему миру и пишут в журналы, владельцами которых сами и являются. Их отзывы о выступлениях артистов Большого маловыразительны. В общем, о парижских гастролях известно, что они шли с переменным успехом, без безумного триумфа и без катастроф.
В Лондоне совершенно другая ситуация – тут обитает целая команда профессиональных балетных критиков. Есть критики-ветераны, такие, как Клемент Крисп. Есть среднее поколение очень грамотных критиков, есть и совсем молодые. Более того, в Англии сохранена старая добрая традиция – отписывать спектакль в ночь после спектакля, чтобы рецензия вышла на следующее утро. Из рецензий можно узнать много забавной чепухи.
Последними серьезными гастролями Большого в Лондоне руководил Владимир Васильев – в 1999 году. Тогда Васильев представил свою редакцию «Лебединого озера», и вслед за московскими критиками английские разнесли вдрызг новую концепцию, со всеми ссылками на оскорбленных классиков, то есть Льва Иванова и Мариуса Петипа. Это не помешало выделиться блестящим артистам - Николаю Цискаридзе и Дмитрию Белоголовцеву в роли Короля. Нина Ананиашвили и Светлана Лунькина блеснули в «Дон Кихоте», Надежда Грачева – в «Баядерке».
Организаторы новых гастролей решили повторить успех «Дон Кихота», показав эту редакцию Алексея Фадеечева 1999 года теперь в Ковент-Гардене. Открывали гастроли Мария Александрова, заявленная как главная звезда этих гастролей, и Сергей Филин. В другие дни выходили Екатерина Шипулина, Марианна Рыжкина, Юрий Клевцов, Андрей Уваров. Против ожидания больший успех имели не Базиль с Китри, а кордебалет, по-московски страстный и скоростной, характерные танцовщики во главе с Юлианой Малхасянц и Дон Кихот с Санчо Пансо.
«Лебединое озеро» в редакции Юрия Григоровича привезли в Лондон по двум причинам. Во-первых, хотели реабилитировать вечный спектакль, некогда испорченный Васильевым, а во-вторых, любое «Лебединое» дает полные сборы. Этот морально устаревший балет с нерешенным финалом (Злой Гений убивает Одетту за занавеской) и не мог рассчитывать на любовь критики, но зрители остались довольны. Захарова танцевала чисто и внятно, делала красивые итальянские фуэте, чего от нее и ждали, а неприемлемые у нас драматические потуги балерины в Лондоне, как и в Париже, принимали за «настоящую игру». Понравилась и другая пара – Дмитрий Гуданов с Анной Антоничевой. Оценили семеновскую школу Галины Степаненко. Все разом отметили бодрые танцы невест на свадьбе и мощные прыжки и пируэты Злого Гения Дмитрия Белоголовцева. Он же стал настоящим героем «Спартака», который также привезли, как и пять лет назад. Тогда говорили, что Белоголовцев слишком субтилен и красив для Спартака. Пяти лет хватило, чтобы окончательно выветрился стереотип мощного танцовщика, вроде Владимира Васильева, и начали понимать, что тонкий профиль Спартака куда больше отвечает нашему времени, чем мощные торсы советских героев.
На этом традиционные ходы закончились и начался опасный эксперимент. На гастроли взяли новичка – скандальную постановку Деклана Донеллана и Раду Поклитару «Ромео и Джульетта». Тогда в 1956 году Уланова-Джульетта стала прародительницей всех последующих классических Джульетт, а Леонид Лавровский принял международные лавры создателя исторического драмбалета, ставшего образцом для кинорежиссеров (например, для Франко Дзеффирелли). И вот через пятьдесят лет Большой снова в Лондоне, и снова с «Ромео». В этом спектакле тоже есть «бег Джульетты» – героиня стоит на кровати лицом к аудитории и выкидывает ноги вперед, почти через голову, а яд, как обезьяна, слизывает с ладони. Англичане стыдливо потупили взоры, достали фиговые листы и назвали спектакль «срамом Большого», удивляясь, как такая замечательная балерина, как Александрова, может играть в таком ничтожном, антихудожественном сочинении. Честно говоря, мне стыдно было за англичан, когда прошлым летом балетная труппа Ковент-Гардена (этим гастролям Большого предшествовали ответные английские) привозила в Большой театр «Иудино дерево» в постановке сэра Кеннета МакМиллана, классика английского балета. Как я пожалела тогда замечательную балерину Мару Галеацци, занятую в этой порнографической безвкусице. Конечно, критики не должны изучать сегодняшнюю ситуацию Большого, с трудом выпутывающегося из загнившего старья, и понимать, что такие постановки, как новый «Ромео», – большая удача для молодых артистов, сбросивших здесь пачки и пуанты. Но почему не понравились отменные конфликтные сцены на площади, похороны Джульетты и танцы кордебалета во дворце – загадка. Я говорю только об ученых критиках, которые все на свете видели (кстати, в Лондоне так и не приняли постановки Матса Эка, считают его манеру дурновкусием), публике понравилось абсолютно все.
Другой эксклюзив Большого – «Дочь Фараона» Пьера Лакотта (ею завершали гастроли) прошла с абсолютным триумфом. Построенная на красивых танцах и наивной пантомиме, похоже, очень любимой в Лондоне, «Дочь» стала пиком гастролей. Захарова и Филин отработали три спектакля, Александрова заворожила всех своей служанкой Рамзеей, а в последнем спектакле вышла Аспиччией в паре с Дмитрием Гудановым.
Любопытно, что Большому удалось развеять слух о том, что танцовщики здесь якобы затмевают балерин. Может, тому виной травма Николая Цискаридзе, который только в сентябре вернется в свой обычный репертуар. Может, дело в Захаровой, которая теперь играет за Большой. В любом случае англичане выделили крепкий костяк балерин во главе с Марией Александровой, Светланой Захаровой, Галиной Степаненко и Екатериной Шипулиной. Вначале роптали, почему не приехали Ананиашвили, Лунькина и Грачева, а потом забыли.
Эти гастроли не стали триумфальными, но все-таки прошли успешно, чему свидетельство – новое приглашение на 2006 год.