Posted 30 августа 2004, 20:00

Published 30 августа 2004, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Самый правильный чекист

30 августа 2004, 20:00
Несколько лет назад про Геннадия Королькова вдруг вспомнили и заговорили. Он дал несколько громких интервью, про него даже сняли фильм, а все потому, что случайно выяснилось: некогда известный актер театра и кино из-за отсутствия денег работает гардеробщиком… Потом ажиотаж спал, и про Королькова вновь забыли. Сейчас ак

Кажется, совсем недавно он был очень известным актером. Тогда все было замечательно – любимая и интересная работа в кино и театре, дружная семья… Несколько лет назад он отмечал юбилей – 60 лет. Кроме бывшей жены, сына и коллег из театра об этом никто не вспомнил, только в «печатном органе Союза кинематографистов РФ» его поздравили одной строчкой вместе с другими именинниками. Уже давно нет ни поклонниц, ни поклонников, ни лестных предложений от известных театральных и кинорежиссеров… Есть скромная однокомнатная квартирка неподалеку от Черкизовского рынка, работа, любовь соседей («Вы уж про нашего Геночку плохо не пишите!») и одиночество. Последнего – больше всего.

Редко встретишь такую откровенность: он не скрывает, что жена развелась с ним из-за его пьянства, что не в восторге от театра, в котором работает, что недоволен жизнью, что были моменты, когда подумывал о смерти… Уверен, что все алкоголики пьют от отчаяния, и никакой, даже самый лучший врач не сможет помочь, пока не наладится жизнь у человека.

И это человек, которого коллеги за глаза когда-то называли «самым правильным чекистом». А все потому, что в кино Геннадию Королькову доставались все больше положительные патриотические роли – «Трактир на Пятницкой», «Государственная граница»… Всего на его счету около полусотни картин. В последний раз заслуженный артист России (а также Абхазии и Марийской АССР) выходил на съемочную площадку совсем недавно. Правда, роли теперь все больше эпизодические. Как, впрочем, и в театре.



Актер

Он появился на свет в тот день, когда Сталин выступил, наконец, со своим первым обращением к народу с момента начала Отечественной войны. Младенцем попал в партизанский отряд вместе с матерью, которая на момент начала войны была секретарем комсомольской организации. Его рождение стоило смерти нескольким бойцам партизанского отряда – они, пытаясь добыть пропитание для крошечного, вечно голодного малыша, пошли в занятую фашистами деревню и погибли.

После войны, дождавшись отца с фронта, Корольковы переехали во Львов. Геннадий пошел в школу. И практически сразу же начал участвовать в художественной самодеятельности. Первую серьезную роль – негритенка ему доверили в третьем классе. По окончании школы устроился работать слесарем на один из заводов, а потом, даже не помышляя ехать в Москву, поступил в студию при Львовском театре им. М. Звегильского. Но с трудом давался украинский язык. В студии на него начали давить, и, отучившись год, он вынужден был уехать в Москву. В Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко Геннадий прошел только с третьей попытки.

«Сейчас я занимаюсь тем же, чем занимался сразу по окончании студии, – говорит актер. – С той только разницей, что не играю кошек и собак. А так – ничего серьезного, сплошные сказки и детские пьески».

Изображать животных Королькову пришлось в Центральном детском театре, там он играл собак, петухов, ежиков… Надо было кормить семью – к этому времени Геннадий уже был женат на дочери Николая Кладо – известного российского сценариста, режиссера, драматурга и критика – Фатиме. Молодая супруга была выпускницей актерского факультета театрального училища им. Щепкина.

Сейчас кажется, что слава сама шла к нему в руки. Он был безумно востребован и в кино, и в театре. Возможно, именно из-за того, что все доставалось так просто, он не ценил, что имел. Ради первой картины «Три дня Виктора Чернышева» Геннадий уволился из детского театра – его отказались отпускать на съемки. «Эх, да это же первый фильм, он, как первая любовь! Разве можно ради него о чем-то жалеть?»

В 1968 году он имел в багаже всего три фильма, когда его позвал к себе главный режиссер Театра имени Маяковского Андрей Гончаров. Однако в начале 70-х вместе с супругой Геннадий Корольков перешел к Захарову в «Ленком». А вскоре со скандалом уволился и из «Ленкома».

И вновь ему повезло: незадолго до последнего увольнения он снялся в детективе «Человек в проходном дворе» вместе с Иваном Переверзевым. Этот актер был щедрым и смелым человеком, никогда не боялся совершать поступки вопреки сложившемуся общественному мнению, он-то и замолвил словечко перед руководством Театра киноактера. В 1976 году Королькова приняли туда на работу, причем на очень хороший оклад. Предложения о новых ролях сыпались на актера как из рога изобилия. Он неплохо зарабатывал, часто ездил за границу, казалось, что так будет всегда. Наверное, поэтому ни сам Геннадий Корольков, ни его семья оказались не готовы к тем резким переменам, которые произошли в начале 90-х. Вплоть до 94-го года он все еще снимался в кино, а потом наступила черная полоса. Театр закрыли на ремонт, за простой платили буквально копейки, накоплений не было. Он устроился гардеробщиком в ночной ресторан, который открыли в родном театре (благо здание находится в центре города, и посетителей хватало). Самое постыдное для него в той работе было брать чаевые – откажешься, обидишь клиента. А ведь посетители часто узнавали его… Вот тогда он и начал пить. Супруга некоторое время мирилась с этим, пыталась отвадить от пагубного пристрастия. В конце концов не выдержала и после 33 лет совместной жизни подала на развод. Они разменяли квартиру и разъехались.

Так он и оказался на Сиреневом бульваре, где теперь живет один. После развода Геннадий Корольков крестился. Тогда ему уже давно было за пятьдесят – позади слава, впереди – неизвестность. Крестной матерью стала актриса Любовь Соколова. Теперь изредка снимается в кино, правда, теперь его трудно узнать. В театр Корольков вернулся. Правда, уже не к тем ролям, что были когда-то, а к детским спектаклям – «Щелкунчику», «Волшебной лампе Аладдина»…

«От чего ушел – к тому пришел! – горько резюмирует актер. – Репертуар меня совершенно не устраивает. Правда, мне сейчас сложно разговаривать об искусстве, да и нет желания – все тянет поговорить о том, что актер – это неблагодарная профессия. Что нам не платят денег. Попробуй сыграй даже маленькую, эпизодическую роль – она выпьет из тебя все соки, а отдача? Актера используют и выбрасывают, словно…. в общем, попользовались, выбросили, и неизвестно, что будет дальше – подберут или нет. Сколько нас на старости нищенствует, сколько умерло в безвестности, сколько было таких, кто закончил свою карьеру после первой же роли, а всю жизнь ждал, когда позовут».

Подпишитесь