Posted 30 августа 2004, 20:00
Published 30 августа 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:43
Updated 8 марта, 09:43
Набившее оскомину выражение «театр начинается с вешалки» появилось на свет в январе 33-го года. Тогда в Московский Художественный театр поздравить Станиславского с 70-летием пришли вместе с почетными гостями и театральные гардеробщики. Как человек воспитанный, после торжества Константин Сергеевич письменно поблагодарил их за поздравления: «Наш Художественный театр отличается от многих других тем, что в нем спектакль начинается в момент входа в здание. Вы первые встречаете зрителей...» В вольном пересказе письмо было сокращено до одной фразы, ставшей весьма популярной. Кстати, фраза эта появилась уже в то время, когда профессия гардеробщика перестала быть действительно театральной. Ведь когда-то существовала даже Артель театральных гардеробщиков, профессия передавалась из поколения в поколение. Но после революции все сошло на нет.
Современные психологи утверждают, что существует так называемый синдром гардеробщика – этакая смесь мании величия и комплекса неполноценности, в силу которого, например, вас могут отругать за плохо пришитую вешалку. Но театральные гардеробщики это отрицают и, наоборот, твердят, что они самые добрые люди в театре.
«Мне кажется, что главное качество для театрального гардеробщика – это как раз доброжелательность. Мы должны быть самыми добрыми людьми в театре. Хотя публика сейчас и изменилась по сравнению с концом 80-х, и интеллигенции стало меньше, и хамят порой, и молодежь даже ругается, все-таки в большинстве своем наш зритель очень хороший. Поэтому надо улыбаться ему при любых обстоятельствах!» – говорит Юлия Ивановна Горбунова. Она работает гардеробщиком во МХАТе им. А. Чехова без малого уже двадцать лет. Говорит, всю жизнь мечтала вдоволь насмотреться спектаклей именно в этом театре. Поэтому уже через десять дней после выхода на пенсию Юлия Ивановна принимала пальто от зрителей. По образованию она гидроэнергетик, но работа в гардеробе ее совершенно не смущает, наоборот:
«Я хоть и отработала почти два десятка лет, считаю себя все-таки ненастоящим гардеробщиком. Вот мама моя была настоящим! Она проработала в Малом театре почти всю жизнь. Все знала про него, про актеров, жила этим! Была действительно театральным работником».
Кстати, в большинстве столичных театров гардеробщиками сегодня работают студенты. Есть среди них те, кто мечтал поступить в театральный вуз, но не смог (возможно, их воодушевляет пример Иннокентия Смоктуновского, который выдавал пальто в Норильском театре). Но много и тех, кто пришел в театр заработать. И, конечно, дело не в зарплате, которая в среднем составляет четыре тысячи рублей. Не секрет, что все деньги, полученные от зрителей за аренду биноклей (как правило, для таких целей из дома приносят собственные окуляры), гардеробщики кладут себе в карман плюс процент от проданных программок.
«В нашем театре работают только студенты, они особо не задерживаются. Мне кажется, что отсутствие пожилых сотрудников связано с тем, что у нас практически нет классического репертуара, название театра обязывает…», – говорит Вера Харламова, зам. директора театра «Школа современной пьесы».
Хуже (в плане зарплаты) приходится тем, кто обслуживает так называемые актерские вешалки – там никаких чаевых и прочих доходов нет. Но, как правило, работать в служебные гардеробы идут те, кто фанатично предан театру. Зинаида Григорьевна Луковникова – именно из таких. Инженер-связист по образованию она вплоть до выхода на пенсию мечтала попасть на работу в театр. В прошлом году во МХАТе им.А. Чехова отмечали ее своеобразный юбилей – 15 лет работы гардеробщиком. Все эти годы Зинаида Григорьевна обслуживала только «актерскую вешалку» или служебный гардероб.
«Я в детстве, как многие, мечтала стать артисткой! Мечта сбылась наполовину! – теперь смеется гардеробщица-профессионал. – Мне очень нравится. Помню, например, когда я работала еще в Большом, 8-го марта Лановой вручил мне огромный букет после того, как поздравил женщин в зале: «Ведь это и ваш праздник!», а во МХАТ меня переманила подружка. Сказала, мол, хватит, в Большом, уже весь репертуар пересмотрела!»
Кстати, руководству МХАТа при приеме на работу Луковникова поставила жесткое условие – только служебный гардероб.
«Я до сих пор испытываю эйфорию – такие люди приходят! И Калягин, и Евстигнеев в свое время, и Мирошниченко… Да все, все! Хотя, конечно, за это время и хоронить пришлось многих… Еще мне нравится, что у нас все вешают свои вещи сами. Единственное, что я себе иногда позволяю, – перевешивать пальто гостей. Ведь актеры – люди суеверные, практически у каждого свое место, и если кто-то займет, тут и плохое настроение, и уже все не так…»
Зинаида Григорьевна помнит множество разных – смешных и печальных эпизодов, связанных с работой. Говорит, что Евстигнеев ни разу не уходил домой, не пожав ей руку. А Игорь Верник, Сергей Юрский и Станислав Любшин зачастую любят поболтать.
«Помню, как-то Табаков, когда еще был простым актером, забрал у меня пальто, а потом встал и так театрально, на все помещение: «Карету мне! Карету!» Я, конечно, расхохоталась», – улыбается Луковникова.
Про ссоры и скандалы гардеробщики говорят неохотно или вообще стараются не затрагивать эту тему – театр – дом родной, и выносить что-то за его пределы не хочется. Хотя неприятных историй хватает. Так, пару лет назад скандально известный режиссер Кирилл Ганин объявил, что тот, кто придет на его спектакль в голом вид, получит билет бесплатно. Тогда режиссер арендовал малый зал Театра на Таганке. Однажды в фойе зрительница, пришедшая на постановку Ганина, разделась-таки догола. Старушка-гардеробщица от увиденного упала в обморок. Кстати, не так давно из Театра на Таганке были уволены старые гардеробщики и билетеры. Их было решено заменить на молодых, с более крепкими нервами…
В том же МХАТе им. А. Чехова никого не увольняют, люди уходят сами, когда посчитают нужным. Совсем недавно вышла на пенсию Евдокия Шевшелева. В общей сложности она проработала в театре полвека и, конечно, знает о режиссерах и актерах буквально все. На пенсию Евдокия Ивановна вышла потому, что ей исполнилось уже 83 года.
«Мы тут уже такими критиками стали – что вы! Все время обсуждаем между собой спектакли. Нравится или нет. Молодежь у нас очень хорошая. Талантливая, – говорит мне сотрудница Пушкинского театра. – А вот во многих известных актерах я разочаровалась. Есть такие, кто мимо каждый день на протяжении многих лет ходит– и не поздоровается, кто мы для них, так, обслуживающий персонал!»