На свободу с грязной совестью

24 августа 2004, 00:00
В Ленинском окружном суде Санкт-Петербурга вчера продолжились слушания по делу молодежной экстремистской группировки «Шульц-88». Это первый процесс в городе на Неве по обвинению в экстремизме и разжигании межнациональной розни. Однако, как и опасались правозащитники, уже появились косвенные признаки того, что выходки н

На скамье подсудимых шесть человек. Среди них лидер движения 24-летний Дмитрий Бобров и один из его ближайших соратников 23-летний Алексей Вострокнутов. Имена остальных участников процесса не разглашаются – они несовершеннолетние. По этой же причине заседания проходят в закрытом режиме – закон запрещает их фотографировать.

Представителей СМИ и общественных организаций не пускают не только в зал заседаний, но и в коридоры суда. Тем не менее, со слов адвокатов, известно, что один из подсудимых вину отрицает, другой признает полностью, остальные частично считают себя виновными. Защитники вчера рассказали журналистам, что до сих пор не готовы результаты психиатрической экспертизы Боброва, поэтому следующее заседание состоится только в середине октября. В ходе же вчерашнего разбирательства суд удовлетворил просьбу адвокатов Андрея Вострокнутова и изменил ему меру пресечения с содержания под стражей на подписку о невыезде.

Дело «Шульца» для питерской судебной практики беспрецедентно. Впервые обвиняемым инкриминируется разжигание межнациональной розни. Однако начинался этот процесс с обычной «бытовухи». 29 марта 2003 года на станции метро «Пушкинская» был жестоко избит молодой человек – гражданин Армении по фамилии Гаспарян. В начале апреля правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по статье 213 УК РФ «Хулиганство». В ходе расследования оно и «переросло» в экстремистское. В конце ноября прошлого года был задержан петербуржец Бобров. В отношении него было начато судопроизводство по ст. 282 УК РФ «Организация деятельности экстремистского сообщества». Позже список обвинений значительно расширился, были арестованы и другие участники избиения Гаспаряна. Теперь всем им инкриминируется разжигание национальной и расовой вражды, создание экстремистского сообщества, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ.

Бобров создал свою организацию в 2001 году. За пару лет активной деятельности на счету «Шульц-88» оказались десятки преступлений. Многие в Петербурге уверены, что «шульцевские» причастны к убийству 9-летней таджикской девочки Хуршеды Султановой. Ее забили до смерти 9 февраля этого года во дворе собственного дома в переулке Бойцова. На таджикскую семью напали спустя несколько часов после того, как суд отказался изменить меру пресечения Алексею Вострокнутову и оставил его под стражей. Убийство произошло недалеко от 18-го отдела УБОП, специализирующегося на экстремизме, что многими расценивается как еще один очень показательный момент: мол, боевики хотели отомстить за одного из своих лидеров практически на глазах у следователей.

Вспомнили о «Шульце» и после убийства известного ученого-этнолога, эксперта по расизму Николая Гиренко, выступавшего экспертом на суде. Он обстоятельно доказал, что действия «шульцевцев» классифицируются как расизм. После того, как Гиренко был застрелен в начале июня, появилась версия о мести последователей Боброва за своего идейного вдохновителя. В общественно-правовой организации «Гражданский контроль», членом которой был ученый, полагают, что ее никак нельзя сбрасывать со счетов. «Совсем не обязательно, что Гиренко убили именно члены «Шульца», но то, что это сделали люди, сочувствующие им, не вызывает никаких сомнений», – заявил «Новым Известиям» председатель «Гражданского контроля» Борис Пустынцев. Он также рассказал, что по совокупности обвинений преступникам может грозить больше 15 лет лишения свободы. Это в том случае, если прокуратуре удастся доказать, что скинхеды не только избивали, но и убивали людей, причем действовали из националистических побуждений.

«Однако, – сказал Пустынцев, – тот факт, что Вострокнутову изменили меру пресечения, служит тревожным симптомом. Это косвенный признак того, что следствие может вернуться к версии хулиганства в отношении части преступников. Подобная практика довольно широко распространена в Северной столице, уже названной форпостом российского фашизма».




Час шакала

#Общество #Новости #Экстремизм и терроризм
Подпишитесь