На вчерашних торгах нефтяные цены достигли нового исторического максимума: марка Brent выросла до 43,14 доллара за баррель, а стоимость Light Sweet вплотную подошла к отметке 47 долларов. По мнению экспертов, нефть будет дорожать и дальше – ее поставкам по-прежнему угрожает ситуация в Ираке и «фактор ЮКОСа».
Как рассказал «Новым Известиям» эксперт «Финмаркета» Андрей Кинякин, предложение на рынке нефти существенно сократится, если ЮКОС обанкротится и прекратит свою деятельность, поскольку его доля в российском экспорте нефти составляет 20%, а в мировом масштабе он добывает столько же, сколько, например, вся Ливия – 1,6 млн. баррелей в день. «Для рынка это будет большая потеря», – считает аналитик.
Тем временем российские монополисты решили по-своему использовать благоприятную ценовую конъюнктуру. Вчера Федеральная служба по тарифам пошла навстречу пожеланиям «Транснефти» и привязала тариф на прокачку углеводородного сырья к реальному курсу доллара. Плата за трубы номинирована в долларах, и тариф на услуги компании был установлен в расчете на курс 31,3 руб. за доллар. А поскольку в последнее время «зеленый» топчется возле отметки 29 руб., то, по убеждению монополиста, его доходы от прокачки нефти гораздо ниже запланированных. Практически решение ФСТ означает, что с 1 сентября цена транспортировки нефти увеличится в среднем на 5%.
Понятно, что нефтяные компании без восторга воспринимают это новшество. Но и нести дополнительные потери они не собираются. По словам Андрея Кинякина, нефтепроизводители, чтобы компенсировать повышенные транспортные издержки, заложат их в конечную стоимость продукта. Это в свою очередь скажется на ценах на бензин, который и без того безостановочно дорожает.