Министр экономики Грузии Каха Бендукидзе удивил сограждан тем, что разработал Налоговый кодекс, в котором из 21 налога останется только 9. При этом отменяются чуть ли не все отраслевые льготы. Для сравнения: «Новые Известия» насчитали в российском НК 16 налогов и свыше 200 их разновидностей. Бендукидзе обещает, что в результате предстоящей реформы налоговая нагрузка на экономику снизится с 32% ВВП до 24%. «Грузия – слишком бедная страна для того, чтобы отказаться от максимально либеральной политики», – пояснил свою парадоксальную на первый взгляд логику новый министр. Для справки: грузинский ВВП в первом квартале 2004 года вырос на 9,5% против 7,4% в России и на этом останавливаться не собирается.
К слову, экономический советник российского президента Андрей Илларионов тоже усматривает связь между упрощением налоговой политики и экономическим ростом. Одной из основных причин увеличения ВВП Казахстана (9,2% в прошлом году и намеченное утроение к 2015 году) он назвал толщину Налогового кодекса республики. НК наших соседей по СНГ помещается в объеме школьной тетрадки, а его немногочисленные приложения столь же кратки. Между тем в одном из популярных изданий российского НК ровно 448 страниц, не говоря уже о томах комментариев. В то время как у нас вспоминают прошлые налоговые грехи крупных нефтедобытчиков, в Казахстане демонстративно сожгли компромат на компании, накопившийся в МНС республики за предыдущие годы.
Если не во всем мире, то в СНГ – точно: гонка вооружений сменилась гонкой ВВП. Соответствуя моде, наш Минфин тоже снижает налоговую нагрузку – с 33% ВВП в 2004 году до 30% в 2007-м. Увеличит ли это валовой продукт, пока не ясно, но первая критика новых веяний уже зазвучала. По прогнозу Экспертной экономической группы (ЭЭГ), грядущее в 2005 году снижение максимальной ставки единого социального налога с 35,6% до 26% в российских условиях нисколько не стимулирует бизнес, а лишь подхлестнет инфляцию.
Руководитель ЭЭГ Евсей Гурвич не в восторге от идеи снижения налогов. «Прямой связи роста ВВП ни со снижением налоговой нагрузки, ни с упрощением НК нет, – заявил он «Новым Известиям». – Хотя чересчур высокие сборы давят на экономику. Что касается инициативы Бендукидзе, то она принципиально ничего не меняет. В странах с переходной экономикой, к которым относятся государства СНГ, взимается приблизительно один и тот же набор налогов – с прибыли, НДС, социальный и т.д. Исключением является только Россия, где большую роль играют налоги на недра. Нормальная налоговая нагрузка для развивающихся стран – 30–35% ВВП. В Казахстане она составляет около 20%, а в Грузии несколько лет назад была на уровне 13% ВВП. Чересчур низкие налоги это тоже плохо – государство слабеет и не выполняет своих функций. По моим данным, на просторах СССР самая низкая налоговая нагрузка в Таджикистане, а самая высокая – в странах Балтии».
При количестве налогов от 11 до 18 и налоговом бремени 25–37% ВВП в Балтии стабильный и один из самых высоких в ЕС экономический рост (5–9% в год), а ВВП на человека в 6–7 раз превышает показатель Таджикистана. Увеличение казахского ВВП, по мнению Гурвича, объясняется не системой налогообложения, а умением привлекать иностранные капиталы. Прямых инвестиций из-за рубежа республика собирает почти столько же, сколько Россия при вдесятеро меньшем населении.
Международный валютный фонд также не рад творению г-на Бендукидзе. МВФ направил письмо грузинскому правительству, где не рекомендовал спешить с либерализацией НК, так как сокращение количества налогов и снижение их ставок негативно отразится на уровне поступлений в бюджет.
«Они просто глупы. Зависимость Грузии от рекомендаций фонда привела к тому, что страна отвыкла самостоятельно мыслить и стала терять основные признаки независимого государства», – обиделся горячий грузинский министр, который и в России много лет подряд говорил о том, что налоговую систему надо упрощать. В свойственной ему манере он подвел итог дискуссии о снижении налогов: «МВФ – это идиотская организация социалистов».