Posted 17 августа 2004, 20:00

Published 17 августа 2004, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Каждой школе по дяде Степе

17 августа 2004, 20:00
Большинство российских школ скоро могут обзавестись собственными инспекторами милиции. По всей стране проходит эксперимент, целью которого является снижение уровня подростковой преступности. В нынешних реалиях схема «каждой школе – по милиционеру» оказывается едва ли не самой эффективной. Правда, нововведение пока не к

О том, что только школьные инспектора милиции способны остановить вал подростковой преступности и насилия в школах, чиновники из Министерства образования и МВД говорили давно. Еще в 2000 году в отдельных регионах делались робкие попытки ввести такую должность в штатное расписание милицейских управлений. Но особого успеха они не имели. Зарплата школьным стражам правопорядка должна выплачиваться не из федерального, а из местного бюджета. А там, как известно, лишних денег нет. Однако в 2002 году эксперимент все же перешел на общероссийский уровень. Уже сейчас в школах страны работает около одной тысячи школьных инспекторов милиции. Но, судя по всему, это только начало. Отчаявшись повлиять на своих воспитанников силой слова, учителя все чаще призывают на помощь Уголовный кодекс.

На днях заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних при администрации Белгорода Марина Маслова заявила, что с этого учебного года в школах города начнут работать 20 милиционеров. В прошлом учебном году стражей порядка было в четыре раза меньше, и трудились они только в пяти учебных заведениях. Но, как утверждают в милиции, их постоянное присутствие в учреждениях благотворно повлияло на подростков, и количество преступлений и правонарушений снизилось на 16%. Впрочем, вопреки устоявшемуся мнению никаких спецсредств – газовых баллончиков, наручников или резиновых дубинок – к белгородским подросткам милиционеры не применяли.

«Да их и не положено применять к детям, – объяснили «НИ» в отделении по делам несовершеннолетних УВД Белгорода. – Пистолетов у них тоже нет. Работа школьного инспектора милиции отчасти похожа на работу инспектора по делам несовершеннолетних. Только школьный милиционер отвечает конкретно за детей, которые обучаются в учреждении. У него есть свой кабинет в школе, он посещает классные часы и родительские собрания, встречается с родителями трудных подростков. Обычный инспектор работает уже по совершенным правонарушениям, которых всегда полно, и просто не в состоянии контролировать всех ребят, склонных к правонарушениям. К тому же учителя сами нередко покрывают хулиганов, спасая честь школы. Какой директор будет рассказывать, что в его учреждении подростки целыми днями разгуливают пьяными! Но именно по фактам употребления спиртных напитков в общественном месте и было больше всего составлено протоколов нашими школьными участковыми. На втором месте идут мелкие хулиганства – нецензурная брань, иногда драки».

Впрочем, участковые работают не только в обычных школах, но и в детских приютах. «Наши школьные инспектора стараются больше акцентировать свое внимание на ребятах, находящихся в приютах и реабилитационных центрах. Именно эта категория детей входит в зону риска, – рассказала «НИ» начальник отделения по делам несовершеннолетних УВД Московской области Ольга Орлова. – Но сейчас еще рано давать оценку эксперименту. В Подмосковье он начался в сентябре прошлого года. В нем участвует 63 образовательных учреждения из семи районов. Это Орехово-Зуево, Мытищи, Дубна, Волоколамск, Ступино, Одинцово, Дмитров. Всего у нас 21 школьный инспектор, все женщины. И нагрузка на них ложится не маленькая, каждая отвечает за три школы. Зарплата у них, как и у обычных сотрудников милиции, 5 тыс. рублей, но есть надбавки за выслугу лет и звание. Финансируется штат школьных инспекторов милиции из областного бюджета».

Школьные инспектора сегодня уже вовсю работают в Хабаровске, Чите, Удмуртии, Екатеринбурге, Рязани и других российских городах. Москва пока полноценного участия в эксперименте не принимает, а столичные чиновники имеют о нем смутное представление. «В столичных школах нет штатных милиционеров со своим отдельным кабинетом, – сообщил «НИ» представитель департамента образования столицы Анатолий Гаврилов. – Профилактику правонарушений среди подростков ведут обычные инспектора по делам несовершеннолетних. За каждым из инспекторов закреплено от четырех до пяти школ, которые они обязаны регулярно посещать. Ни о каких экспериментах мы не слышали».

Сколько в России детей-преступников?

Согласно статистике МВД РФ в 2003 году в России несовершеннолетними было совершено 145 тыс. преступлений, что составляет 9,8% от общего числа преступлений. Это на 4,1% больше, чем в 2002 году. В прошлом году 145 тыс. несовершеннолетних подростков совершили различные преступления, это 11,8% от общего числа.

Подпишитесь