Эксплуатация богатейших залежей ценного удобрения началась еще до Первой мировой войны, когда остров был германской колонией. Во время Второй мировой Науру оккупировали японцы, которые подошли к этому сырью гораздо более фундаментально. Для «империи Ямато» островок стал источником стратегического сырья – натуральное гуано (продукты жизнедеятельности птиц) использовалось для производства высококачественной взрывчатки. Но рекой деньги потекли в микрореспублику 30 лет назад, когда освоением природных богатств занялись бизнесмены из соседней Австралии и Новой Зеландии. Бурно развивающемуся сельскому хозяйству этих государств требовались минеральные удобрения.
Страна Науру процветала – на 10 тысяч населения приходится 15 тысяч частных автомобилей (а протяженность дорожной сети официально не превышает 20 км). При этом покупки аборигены привыкли совершать, не выходя из авто, – большинство местных магазинов для этого приспособлены. Правда, за изобилие пришлось платить, в том числе и здоровьем. По сведениям Всемирной организации здравоохранения, большинство островитян страдает ожирением, а процент больных диабетом один из самых высоких в мире – сказываются последствия обжорства.
Теперь праздник кончился – вместо фосфатных карьеров на острове остались только ямы, постепенно заполняемые морской водой. Те 35 миллионов долларов, которые, по решению Международного суда справедливости в Гааге, выплатила правительству острова Австралия, бездарно проедены, хотя предполагалось, что деньги пойдут на рекультивацию почв, поврежденных в колониальный период нещадной эксплуатацией этих самых карьеров. Еще 17 миллионов австралийцы предложили в качестве безвозмездной помощи, но этой суммы не хватит даже на то, чтобы покрыть задолженность по электроэнергии американской компании «Дженерал электрик кэпитал». Буквально в течение нескольких недель страна оказалась без телефонной связи и электричества – кондиционеры, холодильники и прочая аппаратура, которую «эмиры Тихого океана» накупили в годы изобилия, теперь никому не нужны. Последняя статья дохода – это 18 миллионов, которые выплатила Канберра за то, что в Науру согласились принять 300 афганцев, пытавшихся нелегально пробраться на Зеленый континент.
Без своих фосфатов Науру представляет собой не более чем пустынный остров, заваленный обломками камня и коралла. Сегодня ребром стоит вопрос об эвакуации всего населения обанкротившейся страны, ни больше ни меньше. Благо небольших островов в Океании пруд пруди. Если такое решение будет принято – это станет прецедентом: целое государство на новое место еще никогда не переезжало.