Posted 9 августа 2004, 20:00

Published 9 августа 2004, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Риелторы с пистолетами

9 августа 2004, 20:00
В конце прошлой недели Мосгорсуд вынес приговор группе участников так называемой банды участковых. За четыре убийства владельцев столичных квартир, многочисленные мошенничества с жильем и кражу трех тонн красной икры два бывших участковых инспектора милиции, а также их подельники получили от 9 до 23 лет тюрьмы. Всего ж

«Банда участковых» хоть и являлась одной из крупных группировок столицы, но традиционными для большинства ОПГ промыслами – рэкетом, вымогательством и выбиванием долгов – не занималась. Это было слишком хлопотно и опасно. Криминальной специализацией банды стало «черное риелторство» – убийства одиноких владельцев квартир и последующая продажа их жилья через различные мошеннические схемы.

Группировку создал в середине 90-х годов бывший сотрудник ГАИ Тимирязевского района 39-летний Александр Астапов. Свой первый срок он получил за то, что, будучи действующим автоинспектором, умудрился угнать автомобиль. Освободившись через два года, он вернулся в столицу и, взяв в аренду палатку на рынке, попытался заняться бизнесом. Особых доходов торговля конфетами ему не принесла, зато тогда он познакомился с «коптевскими». Во время дружеских бесед с бандитами Астапов узнал о различных махинациях с недвижимостью. Решение созрело быстро. Конфетный бизнес был заброшен, а из родственников и знакомых (все жили в северо-восточном округе) была создана банда «черных риелторов».

Бандиты решили искать одиноких владельцев жилья, запугивать их, отнимать квартиры и продавать. Выселенных клиентов первоначально планировали отправлять в глухие деревни в Тульскую область. Жертв подбирали из числа тех, кто не будет жаловаться, или чью пропажу никто не заметит: алкоголиков, одиноких пенсионеров, психически больных. О таких людях были осведомлены участковые инспекторы милиции, поэтому вскоре в банде появились бывший участковый, следователь ОВД «Восточное Дегунино» Сергей Бабарыкин, участковые ОВД «Лианозово» СВАО Москвы Евгений Жбанов и Виктор Баранов.

С поиском квартир проблем не возникло, однако первые опыты оказались неудачными. Даже самые отъявленные пьяницы проявляли упорство и не горели желанием добровольно покидать душную столицу и переселяться в живописные места Тульской области. Тогда бандиты решили несговорчивых жертв просто убивать. Астапов купил для этого четыре пистолета, пять винтовок и огромное количество боеприпасов.

Первым с квартирой расстался пенсионер, который жил в доме на улице 800-летия Москвы. Бабарыкин напоил хозяина квартиры водкой, вывез в Дмитровский район Подмосковья, где убил выстрелом в голову, а труп закопал в лесу. Следующим стал старик с Новгородской улицы. Бандиты также увезли пьяницу за город и застрелили. Его тело оставили на обочине, присыпав землей. Все последующие «сделки с недвижимостью» проходили по аналогичной схеме, менялись лишь названия улиц, где жили жертвы. Большинство несчастных увозили в поселок Северный на Дмитровском шоссе, где жил Евгений Жбанов, и там с ними расправлялись. «Риелторы» не щадили даже тех, кто помогал им искать клиентов. Так, они задушили ранее судимую владелицу однокомнатной квартиры с Новгородской улицы, которая иногда снабжала банду нужными адресами. Ее квартиру также продали.

После того как в 1999 году сыщики МУРа задержали Астапова и его ближайших помощников Бабарыкина, Жбанова и Баранова, дело было передано в производство управления по борьбе с бандитизмом и убийствами прокуратуры Москвы. Вскоре были задержаны и остальные участники банды. Среди них были работники домоуправлений, паспортисты, нотариусы, родственники обвиняемых и два работника спортивно-стрелкового клуба «Тимирязевец», снабжавшие Астапова боеприпасами. Бандиты убили так много людей, что следователям пришлось разбить уголовное дело на несколько частей. К 2003 году следователям удалось собрать доказательства по двадцати убийствам.

Зимой прошлого года Мосгорсуд вынес приговор первой партии бандитов. Перед судом предстали шесть человек, среди которых был один из участковых милиционеров – Бабарыкин. За два убийства и многочисленные мошенничества с квартирами участники банды получили от 5 до 14 лет лишения свободы. Астапова на суде не было. Чтобы не отвечать на вопросы следователей, он откусил себе половину языка. После этого он был признан психически больным и отправлен на лечение в спецклинику «Белые столбы».

Весной прошлого года следователи прокуратуры закончили расследование еще нескольких эпизодов деятельности «банды участковых», в числе которых четыре убийства владельцев жилья и похищение трех тонн красной икры. На скамье подсудимых оказались 16 участников банды, в том числе бывшие милиционеры Жбанов и Баранов. Почти во всех эпизодах фигурировал Астапов, но допросить его следователям так и не удалось. По их словам, он до сих пор невменяем.

В минувшую пятницу Мосгорсуд вынес бандитам приговор. Евгений Жбанов получил 23 года, Андрей Манжов (по некоторым данным, правнук легендарного бандита Леньки Пантелеева) – 22 года, член «медведковской» ОПГ Александр Сапин – 12 лет, Виктор Баранов и Евгений Бережной – по 9 лет колонии.

Подпишитесь