Posted 5 августа 2004, 20:00
Published 5 августа 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:47
Updated 8 марта, 09:47
По мнению ММВА, настала пора изменить «статус ущербности» рубля. Для этого банкиры предлагают изменить закон «О валютном регулировании и валютном контроле», отменив «резервирование денежных средств по многим видам внешнеэкономической деятельности, обязательную продажу валютной выручки резидентов и требование о предоставлении банкам договоров и иной коммерческой документации по операциям, проводимым их клиентами». Эти ограничения, полагают «валютчики», тормозят экономику, поскольку банки вынуждены выполнять «несвойственные частному бизнесу государственные контрольные функции».
Преимущества свободной конвертируемости известны. Если рубль можно будет обменять на любую мировую валюту, то автоматически вырастет спрос на него – прежде всего у тех, кто собирается вкладывать деньги в Россию. Это увеличит иностранные инвестиции и снизит инфляцию. Самим россиянам станет проще вкладывать деньги на Западе. Но есть и недостатки: если национальная экономика слаба и не производит ничего ценного, свободно конвертируемые деньги только утекают из нее в более привлекательные страны, а сама валюта обесценивается. В Восточной Европе, поспешившей с конвертируемостью, так и произошло. Поэтому возводить рубль в ранг СКВ можно, только убедившись в силе российской экономики.
Доллар свободно конвертируется, потому что американскую валюту принимает к оплате крупнейшая мировая экономика – США. Проще говоря, поскольку большинство товаров и услуг все равно покупается в Штатах, чтобы не терять проценты на обмене одной валюты на другую, удобнее пользоваться «зелеными» бумажками и цены указывать в у.е.
Указ президента РФ формально может сделать рубль конвертируемым, но, увы, не прибавит ему популярности. В Чикаго и Пекине не станут выдавать зарплату пятисотрублевками и пристально следить за изменением ставки рефинансирования Банка России.