Posted 3 августа 2004, 20:00
Published 3 августа 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:48
Updated 8 марта, 09:48
В начале 90-х российские граждане, получившие возможность путешествовать миру, ринулись за границу. Российские курорты опустели. Возрождались лишь те, кто предлагал новые виды отдыха. Самым популярным развлечением стал экстремальный спорт. В летний сезон появилось множество инструкторов по сплавам на байдарках и катамаранах, которые за деньги готовы были выполнить любую прихоть туриста. Как и 20 лет назад, наиболее популярными остались реки Карелии и Северного Кавказа. Но если раньше перед любым маршрутом с группой обязательно проводили тренировки, инструктаж по технике безопасности, изучали маршрут, то сегодня никого не волнует, имеешь ли ты опыт сплава, соизмеряешь ли свои силы. Основные беды, утверждают спасатели, случаются не со спортсменами-экстремалами, а именно с туристами-любителями.
Спасатель международного класса Дмитрий Владимиров:
Как-то летом позвонили знакомые и пригласили на Алтай, сплавиться по реке Башкаус. Сказали, что идет опытная команда. Один из членов команды много рассказывал о своих подвигах и выглядел настоящим профи. Маршрут был по-настоящему сложным. Берега скалистые, крутые, пристать невозможно. Но сомнений, что далеко не все имеют опыт сплава, не возникало. На первом же пороге катамаран перевернулся. Один из парней доплыл до берега и с трудом зацепился за скалу. Меня спасало течение. Оседлав катамаран, я изо всех сил постарался попасть в «вертикальную бочку» и затормозить. Помог опыт и знание реки. Хорошо, что на берегу были люди, которые нас страховали. Мне бросили веревку и вытащили из воды. Затем спасли остальных. Люди, стоящие наверху, отсняли на видеокамеру все происходящие. Потом уже мы увидели, что перевернулись в результате неправильных действий «крутого» туриста. Ежегодно в одной только в Карелии на водных маршрутах погибают около пяти человек.
Как избежать трагедии на воде
Если у вас нет своей байдарки и вы решили взять ее напрокат, обязательно воспользуйтесь помощью опытных людей. Они проверят комплектацию, чтобы затем вдали от дома не оказалось, что не хватает деталей или что-то сломано.
Река хранит великое множество опасностей. Поэтому необходимо не только пройти инструктаж у специалистов, но и потренироваться на простых речках, у берегов которых, особенно по весне, оказываются лесные завалы, затонувшие лодки, мусор. Члены команды должны понимать друг друга с полуслова, иначе на маршруте начнутся проблемы.
Если байдарка каркасная, в целях безопасности в нос и корму лодки лучше засунуть надувные мячи.
Вдоль бортиков обычно делают обвязку из веревки, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств было за что держаться.
По месту стрингеров лучше проклеить дополнительные полоски резины, чтобы не продырявить днище камнями или палками.
Важно правильно экипироваться. Многие сегодня считают, что если купил все дорогое и фирменное, значит, себя обезопасил. Это не так. Прежде всего следует правильно подобрать по размеру жилет и каску. Не пользуйтесь авиационными жилетами. Как-то в таком жилете я оказался в воде. Когда он стал надуваться, то так сдавил мне шею, что я едва не задохнулся.
На катамаране необходимо закрепить вокруг бедер специальные лямки. Их надо стягивать сильно, но не переусердствуйте. Если вы вдруг перевернетесь, то не сможете выбраться.
До обретения опыта не стоит проходить пороги с ходу. Лучше заранее проверить маршрут. При необходимости на берегу ставят «махальщика», который с берега будет указывать вам маршрут. С воды не всегда видно, куда плыть.
В целях безопасности не берегу в районе порога могут стоять люди, имеющие спасательные тросы.
Если в группе несколько байдарок, лучше проходить пороги по очереди. Важно видеть соседей и не мешать друг другу.
Страшно и весело
Испытать на себе силу горной реки довелось и журналистам. Организаторы предложили нам сплавиться по Аманаузу на рафте. Берем сложенный рафт и долго пробираемся с ним по обрывам к месту старта. Пенящаяся вода бьется о камни, течение с бешеной скоростью несет ветки и скомканные сигаретные пачки. «Все будет нормально», – успокаивают организаторы. Верится с трудом. В надутый с большим трудом плот садятся восемь «чайников» в касках и спасательных жилетах, ни разу не сплавлявшихся по горным рекам, и капитан, молодой каякер Митяй. Телевизионщики с камерами располагаются в центре и радостно обсуждают предстоящую съемку. Меня и еще одного крепкого коллегу сажают на нос, самое ответственное место, и советуют грести изо всех сил. Следуем совету и усиленно молотим веслами по воде. «Хоп-хоп-хоп» – задает ритм гребков Митяй. Не помогает. Гребем вразнобой. Через десять метров после старта обнаруживаю, что наше судно летит по течению прямо на огромный камень. «Может, все-таки отпружиним…» – мелькает мысль и через долю секунды, погрузившись с головой в ледяную воду, осознаю, что надежда не сбылась. Одной рукой держусь за рафт, второй – за весло. Вместе несемся прямо на пороги. Решаю, что жизнь дороже оборудования, и продолжаю плавание самостоятельно. Течением бросает из стороны в сторону. Всем телом проезжаю по камням, хватаюсь за торчащую с берега ветку, которая моментально ломается. Удается уцепиться за подводный камень на середине реки. «Прорываться к берегу или ждать спасателей?» Думаю недолго, через секунду течение несет меня вместе с камнем. Перед порогами вижу повисшее над водой дерево, из последних сил хватаюсь за ветки и, содрав кожу с рук, выбираюсь на берег. После долгого путешествия босиком по склону горы, усыпанному битыми бутылками и ржавыми консервными банками, оказываюсь в лагере. Туда же подтягиваются другие жертвы кораблекрушения. Подсчитываем потери: телекамера, героически спасенная оператором, вышла из строя, уплыли все весла и рафт, у людей разбиты руки и ноги, порвана одежда. Несмотря на драматичность ситуации, долго смеемся.