О том, что активисты крайне правых объединений могут попытаться ликвидировать главу правительства, первым заговорил Ави Дихтер, глава ШАБАК (Израильской службы общей безопасности). Он предупредил, что радикалы, возмущенные планом вывода 21 поселения из сектора Газа до осени 2005 года, могут перейти от слов к делу в момент, когда власти приступят к эвакуации. Однако, обратил внимание глава израильской контрразведки, «правомочность» их действий некоторые религиозные авторитеты пытаются обосновать уже сейчас.
Так, главный раввин Старого Города (в западной части Иерусалима) Авигдор Невенцаль объявил любого еврея, отдающего территорию Израиля в библейских границах во власть неевреев, объектом «Дин Родеф» – религиозной санкции на убийство опасного для общества еврея. А председатель Совета раввинов Иудеи, Самарии и Газы Дов Лиор призвал израильских солдат не выполнять приказы светского правительства, если они противоречат Торе. Подобные заявления, по сути, расшатывают весь государственный механизм Израиля – именно это имел в виду министр финансов Биньямин Нетаньяху, политик весьма правых взглядов, заявивший по поводу заявлений Невенцаля и Лиора, что «люди, проповедующие такие взгляды, подпадают под уголовное преследование».
Через какое-то время Невенцаль, вероятно, испугавшись общественной реакции, заметил, что «в современных условиях Дин Родеф невозможен». Однако прецеденты Баруха Гольдштейна, устроившего кровавую баню молящимся арабам в Хевроне весной 1994-го, и Игаля Амира, застрелившего в ноябре 1995-го премьер-министра Ицхака Рабина, дают основание говорить об обратном.
Сегодня, отмечают контрразведчики, под угрозой не только премьер. По данным ШАБАК, недавнее нападение на главного военного раввина Центрального округа Йекутиэля Визнера, разрешившего сносить незаконно построенные синагоги, – тоже дело рук еврейских экстремистов. Но особо тревожит службы безопасности Израиля признание популярного в крайне правых кругах публициста Баруха Марзеля: мол, в последнее время прошли семь секретных собраний, на которых обсуждались методы противодействия плану одностороннего размежевания. По словам Марзеля, поселенцы потеряли доверие к израильской демократии и нынешнему руководству, после того как Шарон провел референдум по уходу из Газы в своей партии «Ликуд», проиграл его, но, вопреки предварительным обязательствам, не подчинился партийному решению.
Аналитики ШАБАКа назвали и список партий, которые могут решиться на радикальные действия. К ним относятся прежде всего запрещенные, но сохранившие последователей в Израиле «КАХ» и «Кахане хай». Есть информация, что по наводке агентуры Еврейского отдела ШАБАКа с видных функционеров этих партий уже взята подписка о невыезде за пределы тех административных единиц, где они проживают.
Одновременно ШАБАК следит за активистами двух других экстремистских партий – «Фронт еврейского народа» и «Движение радетелей Храма». Первая из этих партий пользуется широкой поддержкой в поселенческой среде. Вторая объединяет ортодоксов, лелеющих мечту начать строительство Третьего Храма на Храмовой горе в Иерусалиме. Маргинальность этих партий не должна обманывать: как подсчитали представители движения «Мир сейчас», не менее одного процента поселенцев готовы, «отстаивая свои права», применить оружие против властей. Поскольку всего поселенцев 200 тысяч, речь идет о том, что 2 тысячи из них особо опасны для государства и его лидеров.
Сам же Шарон отреагировал на предостережения ШАБАКа о том, что ему угрожает опасность достаточно сдержанно: «Всю жизнь я рисковал собой, защищая евреев, – заявил премьер, – странно, что теперь от евреев собираются защищать меня». Представители канцелярии премьера отметили, что его охрана осуществляется в прежнем режиме. А на вопрос одного из депутатов кнессета, носит ли он бронежилет, Шарон и вовсе отшутился – мол, еще не изготовлен такой бронежилет, который мне пришелся бы впору.
Однако после предостережений служб безопасности многим в Израиле уже не до шуток. Тем более что вслед за ШАБАК об угрозе со стороны еврейских экстремистов заговорил и министр внутренней безопасности Цахи Ханегби. Он заявил, что располагает информацией о подготовке масштабного теракта на Храмовой горе (там находится третья в мусульманской иерархии святыня – мечеть Аль-Акса) с целью вызвать «цепную реакцию» и сорвать план ухода из Газы. Министр не исключает, что экстремисты применят самолеты – по сценарию 11 сентября 2001-го в США.