Posted 25 июля 2004, 20:00

Published 25 июля 2004, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Наш ответ Диснею

25 июля 2004, 20:00
Словосочетание «русские мультфильмы» пока трудно входит в наш обиход. Чаще говорят «советские мультфильмы». И сразу вспоминаются «Каникулы в Простоквашино» и «Ежик в тумане», «Ну, погоди!» и «Винни Пух». В течение 90-х новых русских мультиков массовый зритель почти не видел. Сегодня критики утверждают, что мультипликац

На самом деле мультфильмы за последние десять лет никуда не пропадали и талантливые люди еще не вымерли. Десятки компаний все это время трудились над их созданием. Просто только сейчас наши аниматоры начинают бороться со своей профессиональной «неграмотностью» и перенимать у западных сложную систему создания мультфильмов, приносящую прибыль.

Действительно, в России появляется все больше профессиональных художников, фоновиков, монтажеров, улучшается оборудование. Многие мультфильмы теперь трехмерные. Но, по оценкам профессиональных экспертов, работы российских участников пока уступают западным. Показательна история нашумевшего мультика «Карлик Нос». Его с пафосом раскручивали как «первый русский полнометражный мультфильм». Появившись на экранах кинотеатров весной прошлого года, он сразу заслужил одобрение критиков. Аниматоры наконец-то усвоили секрет успеха на мировом рынке: не предлагать ничего сенсационного (в России всегда были в почете необычные мультики – кукольные, пластилиновые), а сделать мультфильм максимально похожим на диснеевскую классику. Яркие цвета, красивый саундтрек, грамотная раскрутка – и вот впервые анимационная компания возвращает себе не 10–15% денег, вложенных в создание мультика, как раньше, а почти 45% (при том, что за границей доходы обычно в 5–6 раз больше расходов!). Какой-никакой, но первый успех. Тем не менее на КРОКе-2003 – одном из ведущих анимационных фестивалей мира – «Карлик Нос» явно уступал по качеству французской и корейской лентам («Свидание Бельвиля» и «My Favorite Girl Mary»).

Если анализировать причины «отставания россиян», то в первую очередь виновата хроническая нехватка финансов. Бюджет наших мультфильмов, по мировым меркам, до сих пор ничтожно мал. В России не принято вкладывать большие деньги в «долгосрочные» проекты. Мы не понимаем, что если потратить на мультфильм 40 млн. долларов, то через несколько лет можно получить до 600 млн. Но найти инвесторов, которые согласятся ждать долго, нереально. Приходится рассчитывать на свои деньги да на помощь государства – всего даже самым крупным проектам удастся «наскрести» до 2–3 млн. Естественно, от этого страдает качество мультипликации.

Увы, организаторы многих анимационных фестивалей признают, что если наш мультфильм добился хоть какого-то признания за рубежом, то можно быть уверенными, что это чисто коммерческий проект. Мультфильмы в стиле «другого кино» или «кино не для всех» у прокатчиков спросом не пользуются. Например, обладатель «Оскара» «Старик и море» Петрова или «Гагарин» Алексея Харитиди, награжденный «Пальмовой ветвью» в Каннах, в прокате не появились и широкому зрителю не знакомы.

Также не может не огорчать то, что в России до сих пор часто создание очередного мультфильма начинается не с того, что у аниматора в голове рождается какая-то гениальная задумка или идея, которую не терпится претворить в жизнь, а просто с эгоистичного желания утереть нос западным лентам. Типа «мы-то не хуже!» Сейчас в процессе создания находятся несколько полнометражек. Если не нарушатся планы, в сентябре на экранах появится «Незнайка и Баррабасс», в октябре – «Щелкунчик и Мышиный король», зимой – «Князь Владимир», а также «Алеша Попович и Тугарин Змей». Хотя наши мультипликаторы ориентируются на мирового зрителя, они не только создают «интернациональных» героев, но и отражают в мультфильмах русскую историю – с богатырями, князьями и уникальными русскими сказочными персонажами.

Еще неизвестно, какой из российских мультфильмов будет представлять нашу страну на крупнейшем анимационном фестивале КРОК-2004, который в этом году будет проходить с 19 по 28 августа. На этот раз фестиваль пройдет на борту «Георгия Жукова», следующего по Волге с остановками в старинных русских городах: Городец, Плес, Кострома, Ярославль, Рыбинск, Тверь. Откроется фестиваль в Нижнем Новгороде, а завершится в Москве. В отличие от фестивалей прошлых лет, этот КРОК будет полностью посвящен творчеству молодых аниматоров. Конкурсная программа включает 2 категории: студенческие фильмы (созданные в процессе обучения) и дебютные работы (первые, вторые и третьи) из 20 стран мира.

Остается надеяться, что молодые российские мультипликаторы, соответствуя названию фестиваля («крок» по-украински – «шаг»), сделают реальный шаг вперед, и очередной «ответ Диснею» не будет ждать судьба «Карлика Носа».

Подпишитесь