Важная деталь, которую заметили далеко не все комментаторы: группировка БШД – боевое крыло так называемых «Комитетов народного сопротивления». Эта организация напрямую связана с Мухаммедом Дахланом, возглавлявшим все силовые структуры Палестинской автономии в секторе Газа, но впоследствии попавшим в немилость к Арафату и в результате отставленным.
Вторая деталь: боевики отпустили аль-Джабали только после того, как Арафат пообещал отправить его в отставку в течение 72 часов.
На этом похищения не прекратились. Едва освободили аль-Джабали, как был похищен полковник Халид Абу аль-Эйла, руководитель координационного центра палестинских спецслужб на юге Газы. Полковника захватили бывшие коллеги, ранее им уволенные, – пострадавшие полицейские в отместку присоединились к боевикам из «Бригад шахида Ахмада Абу Риша» (БШААР). Бывшие подчиненные отпустили полковника на следующий день, так и не предъявив конкретных требований.
Окончательно запутал картину захват анонимными террористами четырех граждан Франции – двух женщин и двух мужчин, являющихся добровольцами гуманитарных организаций. Этим похищением боевики, по собственному заявлению, протестовали против высказываний спецпосланника ООН на Ближнем Востоке Терье Ларсена. Напомним, что он позволил себе критиковать президента Палестинской автономии Арафата за то, что тот не выполняет взятых на себя обязательств по борьбе с терроризмом и коррупцией. Французов тоже отпустили на следующий день.
Хотя волна похищений была вроде бы направлена против президента ПА Арафата, которого весь мир обвиняет в коррупции, первым пострадал премьер-министр автономии Ахмед Куреи. Палестинский совет национальной безопасности по требованию Арафата ввел в Газе чрезвычайное положение, а израильское военное командование запретило всем гражданам страны, включая журналистов, посещать территорию ПА. Затем о своих отставках объявил ряд еще непохищенных руководителей служб безопасности и разведки. После чего в отставку подал и сам Ахмед Куреи – один из немногих палестинских лидеров, которого не обвиняют в коррупции ни Запад, ни Израиль, ни «арабская улица». Ситуация стала абсурдной: борцы с коррупцией сыграли на руку коррупционерам.
Понимая двусмысленность ситуации, Арафат отставку своего премьера не принял – этим он автоматически противопоставил бы себе и ООН, и недовольных в автономии. Но следующий его шаг поразил даже сторонников: им стало назначение на пост руководителя службы национальной безопасности собственного племянника Муссы Арафата, которого в Газе открыто называют «символом коррупции».
Продолжение не заставило себя ждать: противники назначения Муссы Арафата устроили в Газе ночные демонстрации. А ранним утром в воскресенье разъяренная толпа вооруженных палестинцев атаковала здание штаб-квартиры ПА в Хан-Юнесе (юг сектора Газа), которое заняли верные Муссе Арафату боевики. Здание было разрушено и сожжено, а людям Муссы пришлось спасаться бегством от тысячных толп, которые уже сутки не прекращают преследовать родственника палестинца № 1.
Протесты направлены и против второго назначенца Арафата – Саеба аль-Аджаза, который теперь поставлен во главе всей полиции ПА. Он тоже известен как «человек Арафата», до нового назначения командовал одной из самых боеспособных палестинских частей – Северной бригадой сектора Газа.
Три дня волнений в Газе выглядят дико даже на фоне того хаоса, который творится в автономии последние месяцы. Речь по сути идет о гражданской войне, в которой уже почти невозможно понять, кто кого провоцирует. Показательно, что израильские войска вмешиваться не спешат – это, похоже, говорит о том, что политическое руководство страны еще не выработало оценки происходящего. Ясно, впрочем, что нынешние волнения в секторе Газа можно рассматривать как генеральную репетицию той анархии, которая наступит после намеченного Шароном вывода войск.