Posted 12 июля 2004, 20:00
Published 12 июля 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:51
Updated 8 марта, 09:51
Впрочем, пока все это только обещания. По словам Павла Медведева, закон о страховании вкладов населения в банках, не вошедших в систему страхования, вступит в силу не раньше августа. Напомним, согласно принятому Госдумой документу вкладчик банка, признанного банкротом, сможет в полном объеме получить свои деньги, только если его вклад меньше 100 тыс. руб. Впрочем, это не помешало депутату охарактеризовать этот закон как экстраординарный.
Одновременно г-н Медведев признает, что этот шаг в нынешней ситуации был вынужденным: «Мера призвана успокоить вкладчиков, но если банк хочет принимать вклады от населения, он должен вступить в систему страхования вкладов». «Самый страшный враг Центробанка в нынешней ситуации – это ажиотаж, – заключил депутат. – Если граждане будут уверены, что им ничего не грозит, они не будут в массовом порядке забирать свои вклады». Между тем от не локализованного до конца банковского кризиса по-прежнему никак не застрахован мелкий и средний бизнес, который держит в банках корпоративные счета.
Журналисты задали депутату немало вопросов о причинах того, «что не принято называть кризисом». Версию, что это происки крупных банков с целью поглотить мелкие и таким образом устранить конкурентов, г-н Медведев не отверг: «Невозможно отрицать этого. Более того, можно догадаться, что в мутной воде кто-то пытался рыбку ловить, но я бы очень не советовал дальше этим заниматься».
Комментируя озвученный премьером Михаилом Фрадковым призыв к банкирам добровольно укрупняться, депутат пояснил, что это банкам только полезно. «Наше законодательство устроено таким образом, что если банки хотят слиться, то это безумно трудно. Надо преодолеть много бюрократических и абсолютно не оправданных с точки зрения клиентов банков преград. Именно так я понял Фрадкова», – признался г-н Медведев.
Сложнейшая ситуация на межбанковском рынке, возникшая в результате тотального недоверия банкиров друг другу, объясняется депутатом так: банки закрывают друг другу лимиты потому, что не уверены, что сосед доживет до следующего дня. А доживет банк или нет, очень сильно зависит от того, будут ли вкладчики отзывать свои вклады.
Заметно, по словам Медведева, может смягчить ситуацию ЦБ: «Он уже дважды снизил Фонд обязательного резервирования, вернул банкам значительные суммы. На этой неделе вернется больше 100 млрд. руб. Это, правда, не всегда компенсирует возможности межбанковского рынка. Кто-то эти деньги получит, а кто-то нет». Между тем Сбербанк, по вчерашнему заявлению председателя его правления Андрея Казьмина, в последние дни увеличил объемы кредитования на рынке.
Тем временем банкиры продолжают выдвигать версии случившегося. Вслед за «Гута-банком» и «Альфа-банком» свою трактовку проблемной ситуации выдал вчера «Авангард», который, как заявил его президент Кирилл Миновалов, стал жертвой шантажа. Шантажировали, по словам банкира, и его лично, и банк, «угрожая организовать кампанию в СМИ, если банк не заплатит 2 миллиона долларов». Г-н Миновалов, по его утверждению, на шантаж не поддался, и в результате банк понес серьезные убытки.
Так, отток вкладов населения за июнь из «Авангарда» составил 10 млн. долларов, при том что общий объем вкладов на начало прошлого месяца составлял 60 млн. В начале июля темп оттока вкладов увеличился еще больше – 6,5 млн. долларов за первую неделю месяца. На вчерашний день нетто-отток вкладов составлял, по словам банкира, 30–50 тыс. долларов.
Государство наконец-то заметило банковский кризис, а сами банкиры ищут виновных