«Дорожная карта» для Петербурга
Заасфальтированные дворы гораздо опасней для здоровья, чем проезжая часть. К такому парадоксальному выводу пришли питерские санитарные службы. В российских городах жилищные службы долгое время делали ставку именно на асфальт: его легко укладывать, менять и вообще эксплуатировать. Теперь доказано: асфальт потенциально ядовит, а в разогретом виде так просто опасен для здоровья. Его испарения – источник многих хронических заболеваний: кожных, аллергических, онкологических. Со временем асфальт накапливает тяжелые металлы. Причем их концентрация в покрытии тротуаров и дворовых территорий значительно превышает долю отравляющей «химии» на магистралях. Парадокс объясняется просто: максимальный срок эксплуатации шоссейного асфальта – 7 лет. А во дворах он лежит десятилетиями. Плитка, брусчатка, природный камень в пешеходных зонах и во дворах имеют явное преимущество перед асфальтом: при одинаковой нагрузке мощеные покрытия служат в 3–4 раза дольше. Теперь санитарные службы намерены подготовить «дорожную карту» – определить пропорции сочетания асфальтового и иных видов покрытий с учетом экологических, экономических и эстетических требований.
Ксения СОЛОГУБ, Санкт-Петербург
Мобильники опасны для мужского здоровья
Самой красивой казачке подарили… барана
Необычный конкурс красоты прошел в Азове. Инициатором его стало войско Донское. Казаки решили показать всему миру, какой на самом деле должна быть настоящая женщина. В конкурсную программу входили такие состязания, как кулинарный поединок, проверка на выносливость, грацию и женственность – умение пронести коромысло с двумя полными ведрами, не расплескав воды, а также музыкальный конкурс, где участницы пели и плясали под народные мотивы. Но, пожалуй, самым оригинальным стал конкурс родословных: девушки рассказывали о своих предках, демонстрировали старые фотографии. Выбрать среди казачек лучшую казалось делом почти невозможным. Поэтому так или иначе наградить решили всех, а главный титул «Азовская казачка-2004» достался студентке юрфака РГУ Алене Саманевой. Атаман Азовского юрта Сергей Сеник вручил ей «суперприз» – огромного живого барана.
Мария ТРАНЦЕВА, Азов
Казаки верят, что их спасет красота
Волгоградские школьники воюют с проституцией
Власти города-героя нашли, чем занять подростков в летний период. Школьникам предложено за плату срывать с заборов и столбов объявления об интим-услугах, а затем передавать их правоохранительным органам. Поучаствовать в борьбе с проституцией вызвались уже более 150 юных волгоградцев. Заработать можно будет не только на «досуге для состоятельных господ», но и на незаконной торговле спиртным. Специально обученные детишки станут проверять на себе, как выполняется запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним. «Отныне неэффективный труд по подметанию улиц, ремонту кафедр и центров занятости целиком за счет бюджета отменяется. Этим должны заниматься ЖЭУ и вузы, – сказал «НИ» руководитель городского комитета по делам молодежи Павел Колбяшкин. – Труд молодых должен быть социально значимым и ощутимым для города».
Станислав АНИЩЕНКО, Волгоград
Волгоградским путанам станет легче жить
Умер космонавт Андриан Николаев
Вчера у себя на родине, в Чувашии, от обширного инфаркта в возрасте 75 лет скончался дважды Герой Советского Союза космонавт Андриан Григорьевич Николаев. Родившийся в бедной крестьянской семье в селе Шоршелы, окончивший в 1954 г. Фрунзенское военное училище летчиков, Николаев служил в авиационных частях сначала в Карелии, а затем в Подмосковье. В 1960 г. он был зачислен в отряд советских космонавтов, где прошел курс подготовки к полетам на кораблях серии «Восток». 11–15 августа 1962 г. Николаев совершил полет на корабле «Восток-3» в паре с Павлом Поповичем, находившимся на борту «Востока-4». Полет носил скорее агитационный, чем научный характер: после двух представителей «титульной нации» на орбите оказались чуваш и украинец. На американцев произвело сильное впечатление сообщение ТАСС о том, что корабли «разделяло короткое расстояние и пилоты могли видеть друг друга через иллюминаторы». В действительности средствами сближения примитивные «Востоки» не были оснащены, и близкие орбиты были результатом расчетов баллистиков. 1–19 июня 1970 г. Николаев совершил второй полет в качестве командира корабля «Союз-9», продолжавшийся 17,5 дня. После приземления у космонавтов возникли проблемы с адаптацией к земным условиям. Это состояние в медицине получило название «эффект Николаева».
Михаил ПОЗДНЯЕВ