– Евгений, когда вы сами увлеклись ретроавтомобилями?
– Я просто заболел старинными автомобилями после того, как побывал на одном из лучших европейских шоу – The Coys International Historic Festival – в Сильверстоуне. Тогда-то у меня и появились первые мысли о возрождении российских традиций автомобильной истории и проведении специального фестиваля. С этой темой в 1996 году я выступил на Московском международном автосалоне. В интервью журналистам я имел неосторожность смело заявить, что на следующий год мы проведем у нас в стране фестиваль не хуже, чем в Сильверстоуне. Журналисты поймали меня на слове и все напечатали. Деваться было некуда, и пришлось всерьез думать и искать возможности для его проведения. Так в 1997 году и появилась «Автоэкзотика».
– А о возрождении каких традиций идет речь?
– Наших, российских. Почему-то принято считать, что наша страна не может похвастаться такой богатой автомобильной историей, как, например, Германия или Великобритания. Но ведь это не так. Просто все дело в том, что большинство населения ничего не знает о том, что в течение долгих лет Россия была одним из лидеров автомобилестроения и выпускала прекрасные, конкурентоспособные машины. Например, грузовики. Знаменитая «Катюша» была установлена на платформе серийного автомобиля ЗИС-5. Спортивные автомобили, созданные в СССР, устанавливали всесоюзные рекорды скорости, многие из которых превышали мировые. Например, ЗИС-101А-Спорт, созданный молодыми инженерами к 20-летию ВЛКСМ, установил в 1939 году рекорд скорости – 164,7 км/час. Так что есть о чем вспомнить. Правда, многие легендарные модели теперь можно разглядывать только на фото.
– Почему?
– Потому что после развала Союза начался неконтролируемый вывоз уникальной антикварной техники за рубеж. Это стало началом конца отечественных автомобильных музеев. При музеях создавали кооперативы, через которые раритеты вывозились за рубеж и продавались. По самым скромным оценкам, только из Москвы и Московской области в период с 1985 по 1995 год были вывезены более 10 тыс. экземпляров исторической техники. А те, что остались, до недавних пор в большинстве случаев сдавались владельцами в аренду теле- и киностудиям для съемки видеоклипов или для свадебных кортежей. Понятно, что о реставрации и нормальном содержании автомобилей никто не думал, ведь большинству хозяев – пенсионерам – эти машины просто помогали жить.
– Прямо-таки удручающая картина. Неужели у российских коллекционеров не осталось ничего интересного, и все самые впечатляющие модели на выставку привезут из-за рубежа?
– Да нет, к счастью, процесс постепенно приобретает обратный характер: в последние 2–3 года в России появился спрос на дорогую старину и начался импорт зарубежных автомобилей и реимпорт вывезенных ранее отечественных. Правда, есть определенные трудности. Дело в том, что по действующему таможенному законодательству автораритеты приравнены к… подержанным иномаркам, и за ввоз антикварной техники приходится платить столько же, сколько за все иностранные автомобили старше 7 лет. Ну разве можно расценивать старый Соrvette или Jaguar как конкурента отечественному автопрому? Это даже представить себе нельзя. Наши чиновники, видимо, другого мнения и на полном серьезе приравнивают раритеты к подержанным иномаркам. За рубежом обычно владельцы антикварной автомобильной техники, наоборот, имеют существенные налоговые и другие льготы от государства.
– Какой будет «Автоэкзотика» в этом году?
– Мы решили изменить идею мероприятия, и теперь оно радикально отличается от всех предыдущих. Это будет настоящее грандиозное шоу, настоящая сенсация. Машины мы поделим на три раздела. В первом, самом большом, будут представлены классические автомобили до 1969 года выпуска и прочие нестандартные автомобили – репликары, хот-роды, стрит-рейсеры и кастом. В двух других – спортивные автомобили и автомобильный тюнинг. Причем среди экспонатов будет немало экзотических автомобилей, существующих в единственном экземпляре. А всего в шоу примут участие более 1500 автомобилей из 9 стран. Помимо традиционной экспозиции, будут проходить различные развлекательные и шоу-программы. Это и показательные заезды стрит-рейсеров, и соревнования по звуковому давлению, и тюнинг-парад… Посетители смогут покататься на трехэтажных велосипедах, полетать на мини-самолетах и поучаствовать в тест-драйвах. Мы постараемся устроить для профессионалов и всех любителей автомобильной классики настоящий праздник.