Posted 23 июня 2004, 20:00
Published 23 июня 2004, 20:00
Modified 8 марта 2024, 09:42
Updated 8 марта 2024, 09:42
– Договаривался ли Аслан Абашидзе о безопасности дочери в Батуми с властями Грузии?
– Я не знаю этого. Но я знаю, что в Грузии всегда уважали достоинство женщины. За грузинским столом обязательный тост – за ушедших, за то, что они сделали в жизни. Диана приехала на могилу матери. Как с ней могли так поступить? Если бы Диана была в чем-то виновата, разве она поехала бы на родину? На ней нет никакой вины, ее задержали по политическим мотивам, чтобы ее отцу было больно. Или же, возможно, с ее семьи хотят взять выкуп. Не по-грузински это, вообще – не по-человечески.
– Ваше мнение: Диану задержали по приказу Михаила Саакашвили?
– У меня подозрение, что президент страны был не в курсе происходящего. Может, его подставили соратники? По крайней мере Саакашвили два дня молчит, говорят другие люди. Задержание Дианы Абашидзе наносит ущерб репутации новых властей Грузии.
– Гарантировали ли Аслану Абашидзе и членам его семьи безопасность после отставки?
– Ему Саакашвили гарантировал личную безопасность.
– Абашидзе не обращался к властям России с просьбой помочь в возвращении Дианы в Москву?
– Он уверен, что у самого президента Грузии хватит ума и выдержки, чтобы разрядить некрасивую ситуацию.
– Что сейчас происходит в Аджарии?
– Передел власти и собственности. Бывших начальников и собственников смещают, на их место присылают людей из Тбилиси. В Батумском порту и на таможенном посту в Сарпи на границе с Турцией сменили весь руководящий персонал. В Тбилиси прежде много кричали, что бюджет государства каждый день «теряет» в Сарпи и порту несколько миллионов долларов. Мне интересно, как пополняется бюджет теперь? К концу года посмотрим, насколько разбогатеет Грузия…
– Вы считаете, что не разбогатеет?
– Возможно, помогут деньгами американцы, но нельзя же все время рассчитывать только на благотворительную помощь, надо строить собственную экономику. Не знаю, насколько повысится благосостояние народа во всей моей родной стране, но уверен, что люди в Аджарии скоро затянут пояса потуже. При Абашидзе у нас жили получше, чем в других регионах, Аслан многое делал для людей.
– Но сейчас в Тбилиси утверждают, что его личное состояние – 12 миллиардов долларов.
– В Тбилиси могут говорить, что угодно. Это – неправда. Абашидзе не воровал и не грабил. У него был государственный подход. Я занимался привлечением инвестиций из России, Европы, США. Мы все вкладывали в дело, в развитие Аджарии. Сейчас говорят, что Абашидзе все продал в автономии. Да ничего он не продал: там почти все государственное – и порт, и заводы. Приватизировать и продавать начали сейчас. Ну и что они выиграют? Батумский порт реально стоит 200 миллионов долларов, а приносит прибыли 15–20 миллионов в год. Кто будет ждать прибыли 10 лет? Значит, уйдет за жалкие копейки. Но дойдут ли и они до казны?
– Сейчас, в Москве, Абашидзе все еще переживает свою отставку?
– Конечно, переживает. Посмотрите, какие сейчас репрессии в Аджарии. Взяли под стражу председателя парламента Георгия Цинскиладзе, начальника портовой таможни Амирана Махарадзе, в Тбилиси в тюрьме сидит генерал Купреишвили, который был первым заместителем главы министерства госбезопасности автономии. Задержаны еще многие и многие. А сколько людей были вынуждены покинуть родину и сейчас живут в изгнании в России, Азербайджане, Украине, Армении, в странах Европы. Много таких. А кто остался, те запуганы. Испуганный народ ничего не создаст.
– Одно время в прессе писали, что в Аджарии появились партизаны, которые собираются воевать против правительственных войск. Это правда?
– Глупости все это. Грузины не будут воевать с грузинами.
– А с осетинами и абхазами?
– Я – грузин и хочу видеть свою родную страну единой и процветающей. Сделает ее такой Саакашвили или какой-нибудь Петреишвили, мне без разницы. Но я против войны. Кстати, великая заслуга Аслана Абашидзе в том, что он не пролил крови.
– Может ли в Южной Осетии и Абхазии повториться аджарский вариант?
– Там другие ситуации.
– А прилетит из Москвы министр Иванов?
– Спросите об этом у Иванова.
– Чем Аслан Ибраимович занимается в Москве?
– Пишет мемуары, проводит время с семьей. Переживает за дочь. Диана должна была вчера прилететь из Батуми. Она пока не вернулась.