Posted 23 июня 2004, 20:00
Published 23 июня 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:42
Updated 8 марта, 09:42
– Александр Сергеевич, кто из российских и иностранных производителей приедет на московское МОТОР-Шоу в этом году?
– Наши заводы будут представлены в полном составе, из иностранных марок – Audi, Daewoo, Volkswagen, Citroen, Skoda, Nissan, Hyundai, Suzuki, KIA, Ford, Jaguar, Volvo, Renault.
– Будут ли на августовском шоу российские и европейские премьеры?
– Новинки представят практически все российские предприятия. Мировые же бренды премьерные показы не планируют, но все привезут в Москву свои последние модели.
– Среди российских новинок будут концепты?
– К сожалению, нет. Чтобы создать новую модель, в ее разработку надо вложить примерно 1 млрд. долларов. У российских заводов таких денег нет. Как-то пытается работать в этом направлении, пожалуй, только АвтоВАЗ. А, например, в Южной Корее уже сегодня есть разработки на 10–15 лет вперед.
– А что скажете о российских машинах?
– «Калина», которую АвтоВАЗ выводит осенью на рынок, опоздала, наверное, лет на 10. Но в этом виноват не завод, а, скорее, правительство. Если бы эта машина была поставлена тогда, когда она была разработана, она имела бы больший успех. Конечно, в России «Калина» будет активно покупаться. И именно за счет этой новой модели, по нашим прогнозам, ожидается значительный рост производства легковых автомобилей в ближайшие 2–3 года.
– И каков ваш прогноз развития ситуации в российском автопроме и на рынке в целом?
– В этом году по нашему прогнозу будет выпущено около 1 млн. 50 тыс. легковых автомобилей, в том числе 100 тыс. единиц – российскими сборочными производствами иностранных фирм. Иностранных же старых и новых автомобилей по качеству превосходящих отечественные, будет ввезено более 600 тыс. единиц, что к нашему выпуску составит более 60 %. И это очень оптимистичный прогноз для российского автопрома. Сейчас сложилась опасная ситуация для наших заводов: во-первых, растет покупательная способность, и люди делают выбор в пользу хороших иностранных машин, во-вторых, иностранцы планируют вкладывать серьезные инвестиции в уже существующие российские сборочные производства и в те, которые только будут построены.
– Появятся ли со временем желающие купить наши заводы?
– Если и появятся, то их будет очень мало. Легче и дешевле в 3–4 раза построить новый завод, чем покупать и потом реконструировать старый. У нас сейчас есть два пути интеграции в мировое автомобилестроение – инвестиционные проекты мировых брендов, как, например, завод Ford, и совместные предприятия – такие, как General Motors с АвтоВАЗом. Так что без иностранцев наша отрасль развиваться не будет. Но чтобы отечественный автопром развивался динамично, необходима целенаправленная политика государства.
– Какие же реальные действия необходимы со стороны государства?
– Повышение таможенных пошлин хотя бы до 35% и запрет на ввоз подержанных иномарок. Высокие, по нашим меркам, таможенные барьеры – общемировая практика. Иначе к нам никогда не придут серьезные инвестиции. Ну, зачем той же Toyota при существующих пошлинах вкладывать 100 млн. долларов в строительство сборочного производства в России, если дешевле ввозить к нам автомобили, сделанные в Словакии. В Бразилии и Мексике действуют 35-процентные пошлины, в Китае – 45-процентные и полностью запрещен ввоз подержанных автомобилей. Закон «Об автомобильной промышленности» приняла Украина. Мы должны понять, что развитое автомобилестроение – это залог успеха всей экономики. Ведь и сегодня она дает колоссальный розничный оборот: 70% всех продаваемых в нашей стране автомобилей – российские.