12 мая из Ульяновской областной федерации спортивного туризма позвонили в Южный региональный центр ГО и ЧС и сообщили о пропаже группы. В район поселка Хурзук оправились сразу несколько спасательных групп – из Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и из Ставрополья, вертолетами Ми-8 проводилась разведка с воздуха. Первые два тела были найдены 18 мая на северном склоне Эльбруса на высоте 5100 м. Затем спасатели обнаружили еще двух погибших спортсменов. Однако опознать удалось пока только троих.
Спортивный альпинизм, туристический поход в горы, горнолыжный спуск – это всегда риск. Риск попасть под лавину, под камнепад, сорваться, замерзнуть, получить травму. Но именно желание проверить себя в экстремальной ситуации тянет людей в горы. Инстинкт самосохранения заставляет альпиниста продумать все до мельчайших подробностей – маршрут, время года, экипировку. В горах нельзя полагаться на волю случая: только опыт, расчет и здравый смысл помогают человеку справиться со стихией. Сегодня это простое правило многие забыли. Турфирмы ради легкой наживы придумывают новые «неизведанные» маршруты, не задумываясь о безопасности клиентов. А те в погоне за порцией адреналина готовы идти вперед, надеясь только на удачу, которая не всегда бывает к ним благосклонна.
В Советском Союзе в наиболее посещаемых горных районах Кавказа, Памира, Тянь-Шаня, Алтая располагались либо контрольно-спасательные пункты (КСП), либо альпинистские, туристические и горнолыжные базы, где круглосуточно дежурили опытные спасатели. КСП устанавливали с группами обязательные сеансы связи. Если ухудшалась погода, пропадала связь или группа в назначенное время не приходила в лагерь, спасатели незамедлительно отправлялись на поиск. Каждая группа альпинистов проходила проверку: при отсутствии средств связи, надежной экипировки или соответствующих навыков их просто не допускали на маршрут.
Сегодня спасатели МЧС таких полномочий не имеют. Учитывая небывалый наплыв туристов, в этом году было организовано сразу несколько дополнительных спасательных постов в Приэльбрусье, на Красной Поляне, однако и это не помогло. Обычно «дикие» альпинисты и туристы регистрироваться отказываются и тем самым сокращают свои шансы на выживание в экстренной ситуации до минимума.
В МЧС считают сложившуюся ситуацию в области горного туризма критической. Если в 2003 году на Эльбрусе погибли 11 человек, то только в первой половине этого года – 24. Власти пытаются бороться с этой ситуацией: ряд северокавказских республик добивается принятия жесткого федерального закона по организации туристической деятельности в горах.
Погибшие альпинисты из Ульяновска прошли не один десяток маршрутов. Однако перед роковым восхождением им даже в голову не пришло зарегистрироваться в поисково-спасательной службе. И они не единственные. Сотрудники МЧС всеми возможными способами пытаются спасти попавших в беду. Но время, главный враг спасателя, чаще всего бывает безвозвратно упущено. «Пропавшие без вести» – слова, которые сегодня становятся привычными. Как на войне.
Александр Кизиков, спасатель МЧС: – Горы не прощают суеты. Попал в аварийную ситуацию (под лавину или камнепад) – совершил тактическую ошибку. Риск можно уменьшить во много раз, если соблюдать следующие правила:
|