Валерий Шанцев

22 июня 2004, 00:00
Совсем скоро, 3 июля, в Москве состоится знаковое событие – сюда прибудет олимпийский огонь. Наша столица стала одним из 34 городов, где побывают факелоносцы на пути к Олимпийскому стадиону в Афинах. Самые достойные россияне пронесут факел по московским улицам, где развернутся яркие праздничные шоу. А мы в этот день ещ

– Идея принять Олимпийские игры в Москве родилась в конце 90-х годов, – рассказывает вице-мэр столицы Валерий ШАНЦЕВ. – Планы руководства нашего города стать олимпийской столицей впервые озвучил мэр Москвы Юрий Лужков на проходившей у нас три года назад 112-й сессии Международного олимпийского комитета. Через год появилось соответствующее решение правительства Москвы, а в прошлом мае состоялось Олимпийское собрание, на котором позиция столичных властей была единогласно поддержана общественностью. С тех пор нами велась кропотливая и весьма объемная работа, результатом которой стали ответы на вопросы заявочной анкеты МОК, отправленные в его штаб-квартиру в Лозанну. Так что Москва вступила в борьбу за право провести Олимпиаду не спонтанно, мы не просто декларировали некие амбициозные планы, а вдумчиво и взвешенно оценили свои возможности и тот потенциальный эффект, который дадут Москве Игры.

– Но ведь среди конкурентов оказались такие высокоразвитые во всех отношениях мегаполисы мира, как Нью-Йорк и Париж, Лондон и Мадрид. Наверняка их аргументы на право принять эти крупнейшие соревнования весьма весомы. Откуда у московского правительства такая уверенность в победе?

– Поверьте, мы далеки от самолюбования, от мысли, что члены МОК остановят свой выбор на нас только потому, что мы этого хотим. Естественно, мы провели исчерпывающий анализ имеющейся спортивной базы. Наконец, реально оценили, насколько планы принять Олимпийские игры совпадают с генеральным планом стратегического развития нашего мегаполиса в ближайшие десятилетия. У меня есть один аналитический документ с крайне интересными выкладками: если Москва победит в олимпийской гонке, то за оставшиеся семь лет – с 2005 по 2012 год – город пройдет путь, на который ему бы потребовались 40 обычных, неолимпийских лет.

– Однако прошедшая в Москве в 1980 году Олимпиада особого экономического роста и всеобщего благоденствия не дала…

– Все-таки тогда Игры еще не являлись таким мощным экономическим фактором. Зато проведение Олимпиады сегодня – это крайне престижно и сверхвыгодно. Смотрите, только МОК перечисляет будущей столице Олимпиады более миллиарда долларов – безвозмездно и без налогов. Вернее, столько выделено Пекину-2008, а какой будет эта сумма в 2012 году, можно лишь гадать. При разумном экономическом подходе дивиденды от проведения Игр вырастают многократно. С момента определения города-победителя деловая активность внутри и вокруг него чрезвычайно активизируется. Даже сейчас, когда Москва еще далека от победы, мы наблюдаем большую заинтересованность спонсоров. Выиграв право на Олимпиаду, мы получим мощный импульс для развития транспорта, связи, сферы питания, торговли, туризма, гостиничного хозяйства, банковского сектора. Начнется колоссальный рост объемов производства, услуг, что в свою очередь приведет к увеличению налоговых отчислений в городской бюджет. Появятся десятки тысяч новых рабочих мест.

– А то, что Москва уже принимала Олимпиаду, не помешает в нынешней борьбе?

– Во-первых, многие международные эксперты считают этот факт скорее плюсом: благодаря той Олимпиаде Москва обрела превосходную спортивную инфраструктуру. Многие сооружения и сейчас являются уникальными: СК «Олимпийский», УСЗ «Дружба», велотрек в Крылатском и многие другие. Их нужно только реконструировать или модернизировать. Во-вторых, Олимпиада-80 оказалась «урезанной». Не по нашей вине, а из-за «холодной войны» мы не увидели многих ведущих спортсменов мира. А ведь тогда мы тоже честно боролись за право провести Игры, прекрасно подготовились к ним, продемонстрировали блестящую организацию... Почему же теперь не дать нам возможность исправить эту историческую несправедливость? Я считаю, что олимпийская семья должна пойти нам навстречу, вернуть нам этот долг. Россия получила шанс впервые, подчеркну, впервые за всю свою славную спортивную историю устроить грандиозный мировой спортивный форум. Напомню, что в 1912 году в Стокгольме Россия впервые выступила на Играх современности единой командой. И, конечно, вековой юбилей этого события должен стать настоящим праздником не только для нашей страны, но и для всей олимпийской семьи. Ведь представить спортивную летопись планеты без страниц, вписанных нашими соотечественниками, невозможно! Только в Москве сегодня проживает более пятисот олимпийских чемпионов разных лет. Какой еще город и даже государство может этим похвастать?!

– Но если к Олимпиаде-80 готовилась вся страна, то сейчас, как кажется, складывается довольно странная ситуация – вроде лишь одной Москве есть дело до праздника спорта, а регионы, федеральные власти относятся к этому, мягко говоря, прохладно.

– В прошлом году одна крупнейшая мировая социологическая компания организовала опрос среди россиян на тему «Как вы относитесь к идее проведения Игр-2012 в Москве?». 90 процентов респондентов высказались однозначно «за». Это обыватели, а среди специалистов, людей, владеющих ситуацией в Москве, эта цифра, думаю, еще выше. Но вы правы, всегда найдутся фомы неверующие, которым сколько аргументов ни приводи, они все равно будут сомневаться. Зазвучали голоса: «А что будет у нас в Саратове, если в Москве будет Олимпиада?» «А что будет в Саратове, если в Москве не будет Олимпиады?» – спрашиваю я. Ведь если Олимпиада-2012 пройдет в России, в Саратове будет лучше, хотя бы потому, что Олимпиада – это не только подготовка объектов для проведения на них соревнований в течение двух недель, это подъем спорта во всей стране. Будут развиваться центры подготовки спортсменов, большинство которых расположены как раз не в столице. А один деятель заявил: «Вы же понимаете, что Москва оторвалась от всех регионов? А тут она еще больше оторвется?» Если следовать подобной логике, нам надо вернуться в 1991 год – в грязь, палатки, талоны и т.д. Кому это нужно? Мы должны подтягивать все регионы до Москвы, тем более что для этого есть возможности, а не думать, как притормозить столицу, и ждать, чтобы все нас догнали.

У нас есть официальные документы – постановления правительства, Государственной думы, Совета Федерации, решение Олимпийского собрания всей России – о поддержке проекта. Без этого нас бы не пропустили в города-кандидаты. Другое дело, у нас раскачка идет долго. Несомненно, москвичи должны выступать координаторами, инициаторами того, что надо делать. Но и послы, представители наших культурных центров должны рассказывать о возможностях столицы.

Я взял оценки рейтинговых компаний. В них подчеркивается, что Нью-Йорк – финансовый центр, деловой центр; Лондон – центр королевской власти, памятников…Москва – далекий, непонятный и т.д. Отсюда Нью-Йорк упоминался в иностранной прессе – 2840 раз, а Москва – 23. Эти оценки необъективны по отношению к нам, у людей в других странах просто нет информации. Когда мы возим по городу иностранных журналистов, рассказываем, показываем, они видят: Москва совсем другая. Приехал недавно известный журналист, мы показали ему город, он после этого говорит: «Я даже не представлял себе, что вы такие!» Это очень серьезная проблема: работать работаем, а рассказывать об этом считаем не очень важным. Конечно, за это надо платить, и серьезные деньги. Любой PR, особенно международный, стоит больших денег.

– Наша столица и так задыхается в мощном потоке машин, автомобильные пробки стали притчей во языцех… Решение транспортных проблем – наверняка один из самых весомых аргументов у экспертов МОК в пользу того или иного кандидата.

– Тот, кто бывал в других крупнейших городах мира, особенно во время спортивных соревнований, прекрасно знает, что эта проблема везде стоит довольно остро. Мы предложили план расположения всех олимпийских объектов – старых и новых – вдоль Москвы-реки, и основным транспортом станет водный. У авторов проекта «Олимпийская река» есть расчеты, что с 6 утра до 24 часов будем перевозить более 60 тыс. пассажиров, используя речной транспорт.

Важно, что все состязания состоятся в пределах одного города – такого еще не было в истории проведения Игр (разумеется, мы имеем в виду Олимпиады последних двух десятилетий с их гигантским размахом). Для футбольного турнира – самого сложного – будет предоставлено пять высококлассных стадионов. В большинстве случаев спортсмены смогут добраться от Олимпийской деревни до места старта не более чем за 15 – 20 минут. Такие же расстояния для удобства зрителей и журналистов предусмотрены и между отдельными олимпийскими объектами.

В конце концов состоится в Москве Олимпиада или нет, мы все равно будем кардинально и в духе времени решать транспортную проблему в городе. В любом случае построим четвертое транспортное кольцо, затем пятое, модернизируем улицы и переулки, расширим магистрали, сделаем целый ряд развязок, создадим перехватывающие стоянки и возведем многоэтажные паркинги, которые есть во всем мире.

Так что у меня нет никаких сомнений в том, что после нашей Олимпиады все будут восхищаться тем, насколько легко было ездить в Москве в дни Игр.

– Олимпийскую парусную регату на реке не проведешь, поэтому ее намечено проводить в акватории Пестовского водохранилища. Удалось ли убедить оппонентов в том, что это реально?

– В прошлом году там состоялся чемпионат мира среди юниоров в классе «Снайп», по окончании которого я встречался с президентом Международной федерации парусного спорта и услышал: «Так хорошо юниорские чемпионаты еще не проводились». А летом 2005 года на Пестовском водохранилище будут разыграны награды взрослых чемпионатов мира в классах Finn и 49. Подчеркну: это олимпийские классы яхт.

Хочу подчеркнуть, что в последнее время Москва едва ли не еженедельно принимает у себя участников и гостей крупных международных соревнований. Несколько дней назад прошел чемпионат мира по современному пятиборью – это одна из наиболее уважаемых дисциплин в программе летних Олимпийских игр. Параллельно с ним мы принимали участников Кубка европейских чемпионов по легкой атлетике. Из того, что нам предстоит, я бы отметил, пожалуй, чемпионаты мира-2005 по конькобежному спорту и фигурному катанию, чемпионат мира-2007 по хоккею, чемпионат мира-2006 в закрытых помещениях по легкой атлетике. Еще раз скажу: Москва – не пассивный наблюдатель, который на кого-то надеется. Мы в состоянии уже сейчас провести крупный международный турнир по любому виду спорта.

– Валерий Павлинович, вы не только, как говорится, в спортивной теме, но и в отличной спортивной форме. Как удается ее сохранять?

– Сколько себя помню, всегда занимался спортом. Трудно назвать вид, который я бы не освоил. Скажем, в детстве это были все игровые виды. В армии занимался бегом, лыжами. Сейчас играю в футбол за команду московского правительства, по-настоящему увлекся рыбалкой, охотой. Спортивность передалась и детям – сын играл за хоккейное (естественно!) «Динамо», дочь активно занималась борьбой. Тут внучку помимо плавания решили приобщить к фигурному катанию. Она впервые надела коньки и покатила так, как будто делала это многие годы.

– Спасибо за содержательную беседу. Это интервью выйдет накануне вашего дня рождения, и потому хочется пожелать вам спортивного долголетия и осуществления заветной, как я понимаю, на сегодняшний день мечты – добиться права Москвы принять у себя Олимпиаду.

– Будем стремиться к этому вместе.

#Общество #Новости
Подпишитесь