Молчание ягнят

15 июня 2004, 00:00
Накануне Дня России Госдума, проявив чудеса оперативности, приняла во втором и третьем чтениях президентский закон «О референдуме». Депутаты отклонили все поправки, смягчающие условия проведения референдума. Независимый депутат Владимир Рыжков обещает оспорить принятый закон в Конституционном суде.

Федеральный Конституционный закон «О референдуме РФ», вызвавший массу нареканий со стороны оппозиции, Владимир Путин внес в Госдуму 19 мая. В нем президент предложил ужесточить требования к инициаторам референдума. Вместо одной инициативной группы их требуется иметь не менее чем в 45 регионах. Время, отведенное на сбор 2 млн. подписей, сокращено с 3 месяцев до полутора, а количество подписей, собранных в одном регионе, ограничено 50 тысячами независимо от населения. 2 июня Госдума силами фракций «Единая Россия» и ЛДПР приняла закон в первом чтении.

На заседании в минувшую пятницу независимый депутат Виктор Похмелкин и коммунист Сергей Решульский пытались перенести второе чтение законопроекта. Первый до сентября, чтобы за это время «всем народом его обсудить», а второй – хотя бы на неделю, чтобы дать возможность внести поправки тем депутатам, которые не уложились в отведенные для этого шесть дней. Не получилось.

Всего к закону было подано 173 поправки. Комитет по конституционному законодательству рекомендовал принять 47, отклонить 126. Из одобренных 46 были косметическими, и только одна меняла закон по сути. В ней говорилось о продлении срока сбора подписей с 45 до 60 дней. За поправки, рекомендованные к принятию, депутаты были готовы проголосовать единогласно. Но представлявший закон в Госдуме председатель ЦИК РФ Александр Вешняков потребовал отменить последнюю поправку, и Госдума послушно за это проголосовала. Только коммунист Иван Мельников возмущался, что каждый в отдельности барьер на пути инициаторов референдума преодолеть можно, но «когда их десятки, то все вместе они непреодолимы».

За отклоненные поправки бились коммунистка Тамара Плетнева, «единоросс» Геннадий Гудков и независимый депутат Владимир Рыжков. Последний поставил на отдельное голосование 24 отклоненные поправки. «Столько придумано издевательского, что диву даешься. Чего ж вы так людей боитесь?» – вопрошал коллег независимый депутат. И предлагал вписать в число выносимых на референдум вопросов изменение законов. «Не очень внятная редакция с точки зрения права», – отразил зампредседателя Комитета по конституционному законодательству «единоросс» Александр Москалец. Рыжков предлагал исключить из числа вопросов референдума изменения Конституции. «Правовая засада и правовой тупик. Никак нельзя поддержать», – отвечал «единоросс» Москалец. В конце концов очередь дошла до поправки об увеличении времени агитации по вопросам референдума на центральных телеканалах с одного часа до пяти. «На это что вы скажете?» – спрашивал Владимир Рыжков. Александр Москалец не растерялся: «Это не совсем приемлемо. Мы же еще не пробовали. Надо посмотреть, как закон будет работать, достаточно ли этого времени или нет». В итоге после полутора часов обсуждения все рекомендованные к отклонению поправки были отклонены.

Во втором чтении закон поддержали 346 депутатов. В третьем, которое прошло через 9 минут после второго, – 344. «За» проголосовала вся «Единая Россия», кроме пятерых депутатов, среди которых обиженный из-за того, что не приняли его поправки, Геннадий Гудков. Также закон поддержала в полном составе фракция ЛДПР, 6 депутатов от «Родины» и независимый депутат Александр Невзоров, чьей карточкой голосуют «единороссы». Против голосовали коммунисты, остальные 29 депутатов «Родины» и 12 независимых. Сразу после голосования Владимир Рыжков пообещал обжаловать более 15 статей закона в Конституционном суде: «Как самогон через аппарат прогнали этот закон через Госдуму за 10 дней. У нас 10 лет референдумов не было. И еще 100 лет не будет». Правда, для обращения в Конституционный суд необходимо собрать подписи 90 депутатов, а у главных противников закона коммунистов в Думе всего 51 депутат.

Между тем первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска не видит ничего особенного в том, что от внесения закона в Госдуму до принятия в трех чтениях прошло всего 22 дня. «Некоторые законопроекты принимались гораздо быстрее. Мы все сделали в соответствии с регламентом, и я бы не советовала поднимать много шума из-за проблемы, которая не стоит выеденного яйца».




Ирине Хакамаде не дали провести референдум в Москве
Закон о референдуме примут во втором чтении уже на этой неделе

#Новости #Политика
Подпишитесь