Паранойя в масле

4 июня 2004, 00:00
В Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка с психиатрическим названием «Паранойя». Семь молодых французов – выпускников парижской Высшей школы изящных искусств – взяли расхожие образы из Интернета, телевидения, рекламы и воспроизвели их в привычной для себя манере: маслом на холсте.

По замыслу куратора проекта Екатерины Ираги, узнаваемые «картинки» должны раздражать зрителя на уровне подсознания. Причем главный раздражитель, как ни странно, сама живопись. С информационным и рекламным потоком, льющимся с экранов телевизоров, мы как-то научились бороться, просто переключая каналы. Рекламные щиты на улицах не замечать. Соответствующие страницы в журналах пролистывать. Другое дело – живопись. Картинки, которые в обычной повседневной жизни волнуют мало, в новой живописной экспозиции сразу бросаются в глаза и пробуждают мозг зрителя от спячки.

В качестве тем для «Паранойи» взяты семь унифицированных образов-клише: картинка из мужского журнала, кадр из телесериала, «Мадонна» Леонардо да Винчи, иллюстрации из книги про животных, с интернет-сайта и каких-то технических проспектов. Все эти образы каждый художник осмысливает по-своему.

К примеру, благополучную улыбчивую семью Даллас из телесериала Ив Гобар превратил в подобие нового святого семейства, пририсовав к ним Мадонну. Флоранс Обрехт тем же персонажам приделала лица семи своих коллег-художников, участников проекта «Паранойя». Имена подписала на арабском, полагая, по-видимому, удвоить «силу протеста» против продукта общественного пользования. Дальше же всех в плане разоблачений семейки Даллас пошла Наташа Иванова. Она обнаружила, что Далласы… занимаются сексом! На ее холсте не что иное, как инструкция по соитию с каждым членом семейства.

Удобнее всего оказалось конструировать картины с голой барышней в меховом манто и чулках – образом «коллективного мужского бессознательного». Известно ведь, что секс сегодня лучший двигатель рекламы. Наверно поэтому Ив Гобар, к примеру, назвал нагую героиню да Винчи проституткой и посадил ее в своей работе на кучу мусора.

В общем, экспозиция новой французской живописи в Москве производит странное впечатление. «Паранойя» – громкое слово. Какую-либо особую параноидальность, да и страх вообще у французских живописцев (даже если анализировать особенности манеры и стиля письма) заметить трудно. Ведь поп-арт вроде бы уже давно вышел из моды. Тем не менее проект с успехом был показан в прошлом году на парижском La Nuit Blanche – известном фестивале современного искусства. А осенью та же выставка откроется в парижском госпитале Кошен. Организатор выставки Екатерина Ираги пояснила «Новым Известиям», что это происходит потому, что люди сегодня просто любят говорить о вреде телевидения, Интернета и мужских журналов.




В долгоруковском дворце открылся салон изящных искусств

#Новости #Культура
Подпишитесь