Posted 3 июня 2004, 20:00
Published 3 июня 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:44
Updated 8 марта, 09:44
Разберемся по порядку. Прежде всего: что вообще означает понятие «задержанный рейс»? Оказывается, авиакомпании и аэропорты подходят к его определению по-разному. Первые, опираясь на правила Международной ассоциации авиаперевозчиков, уверены, что рейс начинается с момента взлета самолета. Аэропорты предпочитают отталкиваться от начала буксировки самолета на взлетную полосу: как только тот сдвинулся с места – рейс начал осуществляться. Однако подобные тонкости оставим для профессионалов: случаи, когда самолеты уже с пассажирами, перед вылетом, надолго застревали на взлетной полосе, крайне редки. Будем отталкиваться от факта: рейс задержан и на посадку вас звать не спешат.
Кто виноват?
Причин для задержек, оказывается, так много, что можно только удивиться, почему рейсы обычно все-таки совершаются вовремя, а не наоборот. Причины бывают объективными – нелетная погода или неблагоприятный метеопрогноз, стихийные бедствия (например, забастовки служащих отрасли, что в Европе периодически случается), требования служб безопасности, чрезвычайные ситуации, технические неполадки в системе аэропортовых служб или в самом лайнере. Иногда происходят и комические истории: так, однажды причиной задержки вылета и посадки нескольких десятков рейсов в международном аэропорту французского города Страсбурга стали…две косули, проникшие на летное поле. Вообще же лидирует в списке «виновников» непогода, особенно в осенне-зимний сезон. Увы, в этом случае перевозчик вправе без предупреждения задержать или перенести вылет самолета. А пассажир не имеет права предъявлять авиаперевозчику претензии – ведь тот ни при чем!
Субъективные причины зависят от организаторов рейса: это нерасторопность службы снабжения, которая вовремя не закупила топливо, или ожидание опоздавших пассажиров (если задерживается не VIP-персона, такое практикуется в основном на чартерных рейсах). То есть самолет не вылетает уже по вине авиакомпании, и пассажиры имеют право требовать размещения багажа в камере хранения, предоставления гостиницы на время ожидания рейса, куда вас бесплатно должны и доставить, а также полного возмещения всех необходимых в процессе ожидания расходов – на питание, телефонные переговоры, телеграммы.
Потери обязаны возместить
Закон РФ «О защите прав потребителей» за нарушение сроков авиаперевозки говорит о выплате неустойки из расчета 3% от стоимости билета за каждый час просрочки – вплоть до суммы, равной стоимости билета. В России вопрос о задержанных авиарейсах регулируется также 120-й статьей Воздушного кодекса, согласно которому пассажир имеет право на компенсацию в размере 25% от минимального размера оплаты труда за каждый час задержки рейса. И то лишь в случае, если авиакомпания не докажет, что задержка произошла по причине, от нее не зависящей. При этом сумма не должна превышать половину стоимости самого билета. Получается разногласие, но если дело дойдет до суда, то учтите: суд руководствуется законом, защищающим потребителя.
Для сравнения: в США авиакомпании обязаны выплачивать пассажирам компенсации за задержки рейсов более чем на два часа. И немаленькую компенсацию! Сумма выплат составляет двойную стоимость билетов за двухчасовую задержку, тройную – за трехчасовую и так далее. В странах Европейского сообщества принятый в прошлом году закон также предусматривает «оплату» ожидания рейсов: пассажиры, которым приходится ждать вылетов на короткие расстояния более двух часов, а на дальние – более четырех, смогут вернуть себе полную стоимость билетов.
Но вернемся к российским реалиям. Что нужно сделать, дабы впоследствии доказать, что рейс задержан? Прежде всего, навести у представителей авиакомпании справки о причинах задержки. Если виноват перевозчик, просите его поставить в ваш билет отметку – специальный штамп с указанием времени вылета де-факто. Или же обратитесь с этим требованием к представителям авиакомпании сразу после прилета в аэропорт назначения. При наличии такого свидетельства впоследствии можно направить перевозчику письменную претензию и требовать возмещения всех расходов во время ожидания (для документального их подтверждения нужно сохранить все квитанции, счета и кассовые чеки) и выплату неустойки. Чтобы получить компенсацию наверняка и в максимальном размере, надо постараться доказать, что из-за задержанного рейса у вас сорвалось важное дело, в результате чего вы пострадали материально и морально. Подкреплять доказательства придется документально: необходимо предоставить билет на рейс или поезд, на который вы не попали из-за того, что вовремя не вылетели, а также бумаги, подтверждающие, где и когда вам было необходимо присутствовать. Желательно иметь на руках максимально полный комплект «летных документов» (вплоть до посадочных талонов), а также (если есть) официальный ответ авиакомпании на вашу жалобу. Вопрос о возмещении морального ущерба решает суд.
Но все это будет потом. А пока надо ждать объявления на посадку.
Хорошо сидим
Насколько приятным будет вынужденное ожидание, зависит от условий аэропорта и политики конкретной авиакомпании.
Наиболее подходящим для таких случаев можно, наверное, считать аэропорт «Домодедово». В первую очередь благодаря разнообразию мест пребывания – от комнаты матери и ребенка до обычных, но комфортных залов ожидания. Ближайшая гостиница – «Домодедово-Аэротель». В Домодедове можно осесть в одном из ресторанов, баров или кофеен на обоих этажах или в мини-кинотеатре зала ожидания. Многих привлекает недавно открытая зона беспроводного доступа в Интернет – правда, такое благо актуально лишь для пассажиров, путешествующих с ноутбуками. А вот по части шопинга Домодедово, пожалуй, не лучшее место – здешний duty free значительно уступает шереметьевскому.
Во Внукове инфраструктура несколько скромнее, однако есть несколько точек питания и вполне удобные залы ожидания. Магазины отсутствуют, зато работает несколько киосков с сувенирами и ширпотребом. Гостиница расположена неподалеку, однако рассчитана всего на 200 мест, так что проблемы с размещением в высокий сезон теоретически не исключены.
В Шереметьево, бесспорно, лучший в столице duty free и масса прочих магазинов (есть даже аптека), а также традиционный набор кафе-ресторанов. А вот по части залов ожидания здесь не все гладко: аэропорт давно достиг своей критической проходимости, и свободных кресел хронически не хватает.
При этом у каждой авиакомпании разработана своя технология обслуживания пассажиров задержанного рейса. «Аэрофлот» при задержках рейсов на шесть и более часов ночью или на восемь и более часов днем предоставляет своим пассажирам гостиницу и питание за счет компании. В случае задержки на три часа и более предоставляется бесплатное питание, а на полтора часа – прохладительные напитки. Расходы по хранению багажа в камере хранения аэропорта тоже оплачивает «Аэрофлот». Трансаэро, если задержка рейса более четырех часов, обеспечивает пассажиров горячим питанием, а в ночное время предоставляет гостиницу или транспорт, чтобы доехать до дома. Пассажирам «КрасЭйр» в случаях задержки рейса более чем на шесть часов даже не по вине авиакомпании предоставляется гостиничный номер и бесплатное трехразовое питание. При этом правом на гостиницу и питание в случае задержки рейса пользуются абсолютно все пассажиры, даже приобретавшие билеты по льготным тарифам и безналичному расчету.
В общем, в ожидании рейса есть чем заняться. Главное – не терять хладнокровия и думать о приятном. Особенно если отпуск еще впереди!