Нынешние торжества в Нюрнберге особые. Не только потому, что «Союз изгнанных» отмечает 55-ю годовщину своего образования. Но и потому, что впервые судетские немцы заявили о своих претензиях, что называется, во весь голос. До сих пор все было тихо. Но все говорит о том, что между членами благородного семейства пробежала черная кошка. Вряд ли теперь в руководстве ЕС смогут отмахнуться от «людей вчерашнего дня», как еще недавно называли «изгнанников». Сразу после Второй мировой войны их депортировали на «историческую родину». С территорий ныне чешских Судет и Моравии, польской Силезии, французского Эльзаса и Лотарингии, российской Калининградской области их насильно переселили в Германию и Австрию.
В советские времена мы называли этих людей не иначе как «реваншистами». Ни одна их «вылазка» (типа нынешнего слета в Нюрнберге) не оставалась без внимания. Все их «бредовые идеи» насчет возвращения в родные края и компенсаций получали достойную отповедь со стороны Москвы и ее союзников по Варшавскому договору. Но времена меняются. Теперь Прага в одиночку ведет борьбу с претендентами на чешскую собственность. Обращаться за помощью к России как-то неудобно. Ситуация, полагают историки, во многом повторяет 1938 год и Мюнхенский сговор, когда английский премьер Чемберлен и французский Даладье «отдали» Гитлеру Судетскую область. Тогда Чехословакия перестала существовать как единое государство. Дальше была оккупация, деревня Лидице. Чехи смогли взять реванш только после освобождения Праги советскими войсками.
Первый президент Чехословакии Эдуард Бенеш летом 1945 года подписал тот самый злополучный декрет, из-за которого сегодня и весь сыр-бор. Позиция Германии вроде бы ясная: послевоенные границы в Европе пересмотру не подлежат. Кабинет Герхарда Шредера не собирается заявлять о своих притязаниях на чешские земли и все время подчеркивает, что такой проблемы не существует. Это, однако, не значит, что власти ФРГ игнорируют и проблему судетских немцев: они скорее игнорируют декреты первого президента бывшей Чехословакии. Вице-канцлер Йозеф Фишер, представитель Германии в ЕС Гюнтер Ферхойген не раз отмечали, что за давностью лет и в силу новой исторической эпохи декреты Бенеша нужно считать «юридически ничтожными». Их как бы не существует. Отношения с Чехией якобы строятся на основании теперешних реалий.
Однако Прага не согласна с такой постановкой вопроса. Президент Вацлав Клаус, он же лидер Гражданской демократической партии, считает, что декреты Бенеша сохраняют юридическую силу. Оттого, что изменилась обстановка и прошло чуть более 50 лет, доказывает он, Судеты не перестали быть чешскими. Клаус пытался зафиксировать эту мысль в соглашении о вступлении Чехии в ЕС. Но в Брюсселе успокоили: никто на территориальную целостность Чехии вроде не посягает, и все будет хорошо.
Хорошо-то хорошо. Только Германия оказалась не одинока. Ее поддержала Австрия. Землячество судетских немцев в Альпийской Республике требует возместить стоимость конфискованного имущества на сумму 260 млрд. евро. Канцлер Вольфганг Шюссель назвал декреты «мертвым бесправием» и предложил чешскому правительству подписать на этот счет двухстороннюю декларацию. Австрийский скульптор Аббе Либанский по такому случаю отлил из гипса несколько сотен бюстов Бенеша и выставил их зачем-то вдоль границы. Прага обиделась и назвала австрийскую инициативу «провокацией». Можно только гадать, какие еще предложения поступят в ее адрес со стороны немцев и австрийцев. Ведь защитники прав изгнанных руководствуются вполне гуманными соображениями. Если мы сообща боролись за право албанских беженцев вернуться в Косово и даже разбомбили Югославию, говорят они, то почему мы закрываем глаза на судетских немцев. К тому же какая разница: границ-то в единой Европе, куда так стремилась Чехия, нет. Каждый живет где хочет. Самое время восстановить «историческую справедливость».
Опасный забор