В Вильнюсском аэропорту в этот день все рейсы в Европу были заполнены под завязку, международные автобусные рейсы – тоже. Это при том, подчеркивают пограничники, что с 1 мая в несколько раз было увеличено число авиарейсов из Вильнюса в Великобританию, Ирландию и Швецию.
То, что граждане Литвы проявляют интерес именно к этим странам, – не случайность. В отличие от остальных членов ЕС эти три государства не приняли мер запретительного характера в отношении граждан новых членов Евросоюза. Все остальные ввели на семилетний переходный период ограничения по трудоустройству для выходцев из стран–новобранцев ЕС. Дальнейшее понятно: граждане Литвы спешат устроиться в тех странах, где это еще возможно.
Как прокомментировал «НИ» ситуацию представитель авикомпании «Дельта Интерсервис», «отъезжающих на заработки так много, что 120-местные самолеты заполнены полностью». Компания признает, что с трудом справляется с пассажиропотоком.
Как свидетельствуют пограничники, возраст отъезжающих из Литвы не превышает 35 лет. В первую очередь, взяв академический отпуск, уезжают на поиски работы студенты вузов. Уезжают и молодые люди с высшим образованием, готовые трудиться в той же Англии за восемь сотен фунтов в месяц на должности рабочих по кухне.
Что касается самого потока, то после всплеска в начале мая он понемногу стабилизировался, хотя счет отъезжантам все равно идет на тысячи в день. Всего за неполный месяц Литву покинули свыше 300 тысяч человек – около 9% населения. Самое время напомнить, что, по оценкам демографов, критическим считается порог в 10%.
Любопытно, что соседние балтийские страны с проблемой столь массового оттока населения не столкнулись. Разобраться с «литовским феноменом» поможет статистика. По данным опроса общественного мнения в рамках программы ЕС «Евробарометр» (ноябрь 2003 года), только 39% литовцев довольны своей жизнью (в Латвии таких 55%, в Эстонии – 50%). При этом более половины (52%) жителей Литвы полагают, что в последние 5 лет уровень жизни в стране снизился (в Латвии – 35%, в Эстонии – 33%). И, наконец, литовцы без особого оптимизма смотрят в будущее. Только 27% респондентов надеются, что через 5 лет их жизнь улучшится (в Эстонии в это верят 37%, в Латвии – 39%). 26% уверены, что будут жить еще хуже (в Эстонии таких 16%, в Латвии – 10%), а 31% думает, что их жизнь не изменится (в Эстонии – 32%, в Латвии – 36%). Как видим, жители Литвы – самые большие пессимисты по сравнению с соседями.
И действительно, поводов для оптимизма немного. По данным международного рейтингового агентства Standard & Poor’s Ratings Services, если темпы роста литовской экономики сохранятся на нынешнем уровне (5% в год), то уровня жизни, сопоставимого со среднеевропейскими показателями, страна достигнет не ранее 2020 года. Тогда, по мнению экспертов, и возобновится прирост населения за счет увеличения рождаемости и реэмиграции. А до того с отъездом за рубеж молодых специалистов стране, видимо, предстоит смириться.