Posted 24 мая 2004, 20:00
Published 24 мая 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:45
Updated 8 марта, 09:45
В прошлом году гвоздем выставки были работы одного из самых ярких авангардистов XX века американца Энди Уорхолла. В этом году к творениям Уорхолла прибавят другого лидера поп-арта – Алекса Каца, который сорок лет подряд изображал свою жену Аду. Но подобные экспонаты здесь, на «Арт-Москве», многими воспринимаются уже как классика и ретро. От этой ярмарки всегда ждут потрясений и открытий.
К примеру, если раньше вы думали, что Грузия – это лезгинка, шашлык и щедрый на выдумки Зураб Церетели, то после посещения ЦДХ стереотипы могут пошатнуться. К примеру, проект Neo Geo представляет три поколения грузинских художников: перестроечных, середины 1990-х и наших дней. Оказалось, что актуальное грузинское искусство, как, например, видео Нико Ломашвили, вполне способно не только отражать современность, но и просто иронизировать над собой.
Главная же страшилка «Арт-Москвы» – экспозиция «300 верблюдов» швейцарского скульптора с эксцентричным именем Нот Витал (not vital по-английски значит «неживой»). История создания шедевра такова. Когда-то в 1988 году Нот Витал приехал в Египет, чтобы посетить верблюжью бойню. Зрелище не самое эстетичное. Для своего художественного проекта художник приобрел несколько верблюжьих голов. Вымыл их, отлил из гипса точные копии и насадил на шесты. Проект показывали во многих странах, причем в каждой г-н Витал отливал головы по-новому.
Как рассказали «Новым Известиям» организаторы «Арт-Москвы», самая эпатажная арт-ярмарка столицы, как ни странно, пользуется популярностью не только у жаждущих крови и зрелищ любителей современного актуального искусства: «В прошлом году было продано подобных работ на полмиллиона долларов (в позапрошлом – в 1,5 раза меньше)». Россияне начинают смотреть на современное искусство, не как на музейные экспонаты. Теперь они всерьез намерены это искусство приобретать. Как выяснилось, лучше всего идут интерьерные вещи или то, что можно хотя бы пощупать руками: скульптура и подобные скульптуре объекты. С видео или перформансом дело обстоит хуже – их на стенку, как известно, не повесишь.
Самыми же удобными в быту, понятное дело, являются фотографии и живопись. Причем далеко не все из того, что представлено на «Арт-Москве», соответствует привычным понятиям о домашней красоте. Например, яичница или кусок недоеденной капусты, которые крупным планом снимает известный японский фотограф Норио Кобаяси (серия Digital kitchen), безусловно, подойдут для кухонного интерьера. Однако сам Кобаяси, создавая у зрителя эффект jamais vu (нового открытия знакомого места), с этим не согласен – он считает яичницу и капусту полноценными предметами искусства. Но покупателям это невдомек – таким образом, искусство актуальное превращается... в обычное декоративное искусство.
Открылась 9-я международная выставка «Арх-Москва»