Posted 24 мая 2004, 20:00
Published 24 мая 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:45
Updated 8 марта, 09:45
Пьют в Брейтовском районе практически все, даже дети. Совсем недавно двенадцатилетние подростки собирались в стайки и вечером распивали спиртное прямо на лестнице школы. Потом утром шли с похмелья на уроки. И хотя в магазинах водку им стараются не продавать, раздобыть выпивку в поселке было просто. Самогон варили в каждом третьем доме. Народные умельцы переделывали доильные аппараты в самогонные и ставили производство сивухи на поток. Стоит самогон в Брейтове дешево – пол-литра всего 20 рублей, – да и алчные торговки не делали различия между взрослыми пьяницами и малолетними хулиганами – продавали всем.
Этой зимой в районную больницу поступил отравившийся самогоном подросток. После дискотеки его обнаружили в углу зала сторожа. Еле откачали. Этот случай переполнил чашу терпения начальника Брейтовского РОВД Сергея Колыхалова, переехавшего недавно из Углича и еще не успевшего привыкнуть к повальному деревенскому пьянству.
«Давно было необходимо закрывать эту «лавочку», – говорит Сергей Викторович. – Ежемесячно здесь кто-нибудь да травится «паленым» спиртным. Самое страшное, что спиваются дети. В местной больнице состоят на учете несколько подростков, которые уже стали законченными алкоголиками».
«Война» началась с официального объявления. Самогонщикам разослали письма с просьбами прийти в Дом культуры на переговоры. Явились не все, но многие. Начальник РОВД Сергей Колыхалов лично выступил перед ними и предупредил о неминуемом возмездии, если не одумаются.
Первый удар был нанесен по крупным поставщикам. Несколько заезжих предпринимателей хотели организовать вполне законную торговлю «антильдом» и «жидкостью для чистки стекол» в специально построенных для этого ларьках. Коммерсантов предупредили, что это нежелательно. Они не стали противиться милиции и отказались от намерений.
Вскоре дошла очередь и до распространителей. Участковые составили списки нераскаявшихся самогонщиков и отправили в РОВД заявки на проведение облав. Первый рейд сотрудники милиции совершили в марте этого года. «Улов» был богатым, но что делать с задержанными?
Поначалу милиционеры пытались привлечь самогонщиков по статье за незаконное предпринимательство. Но способ, с помощью которого посадили за решетку американского гангстера Аль Капоне, в Брейтове не подействовал. Неуплату налогов доказать, увы, не удалось. Помог случай. Ярославская областная дума внесла дополнения в областной закон об административных правонарушениях. Теперь в нем четко прописано, как бороться с незаконным оборотом спиртного. Статья 4.5 гласит: «Изготовление и сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки влечет предупреждение или штраф в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда».
В РОВД была организована спецгруппа под управлением капитана Александра Поворошкина, пятидесятилетнего участкового, занявшего в прошлом году первое место в области по раскрываемости преступлений. Он находит дома, где варят зелье, как говорится, «по запаху».
«Для борьбы с самогонщиками лучшее оружие – это смышленый бомж, – рассказывает участковый Александр Поворошкин. – Самогонщики ему верят и охотно продают спиртное самого отвратительного качества. Бомж заговаривает зубы торговцам и выманивает их на улицу. Здесь мы их и берем. «Живец» делает вид, что он здесь ни при чем, отдает бутылку и уходит, а милиционеры составляют протокол. У нас в районе есть парочка «подсадных уток», которых мы ценим на вес золота. Их передают из рук в руки для работы по другим деревням и поселкам. За один выезд они выуживают по 2-3 торговца».
Протоколы передаются на рассмотрение административной комиссии, которая в последнее время занимается в основном только алкогольными делами. Первые заседания отличались мягкостью выносимых решений. Самогонщиков, пожурив, отпускали с миром.
«Нельзя было поступать иначе, – говорит секретарь комиссии Антонина Полевикова. – Приходит бабушка–божий одуванчик, говорит, что продажей спиртного хотела накопить внучке на зимнее пальто. Льет слезы, божится, что больше не будет. Вся комиссия плачет, и бабушку отпускают с миром. А потом через месяц она опять попадается. И все то же самое. Делать нечего, приходится накладывать штраф. По 1000 рублей. Для глубинки это большие деньги».
Через два месяца упорных трудов борьба с самогоноварением стала приносить результаты. Точек нелегальной продажи спиртного заметно поубавилось. Самогонщики попрятались и если и продают сивуху, то только проверенным клиентам. Милицейская спецгруппа работает теперь только по отдаленным деревням, где «чистки» еще не проводились. Сотрудники милиции не скрывают, что полностью искоренить самогоноварение им не удастся. Самое важное – дать людям почувствовать, что за самогонщиков взялись серьезно. Начальник РОВД считает, что это будет держать торговцев в узде.
«У нас далеко идущие планы, – говорит подполковник Сергей Колыхалов. – Мы развиваем экономику Брейтовского района».
«Каким образом?» удивился я.
«Сейчас у жителей больших городов повальное увлечение рыбалкой. В выходные к нам приезжают по 300 – 800 человек. Рыбаки снимают жилье, покупают продукты в магазинах и на рынках. В район стали идти инвестиции. Для любителей рыбалки строятся дома отдыха и гостиницы. Брейтово может превратиться в крупный рыболовецкий курорт. И при этом местные мужики умудряются сидеть без работы, хотя на стройках дефицит рабочей силы. Работяг везут с Молдавии и Украины. А наши смотрят на них, пьют и жалуются. Выходов из этой ситуации два. Или десятитысячное население района вконец спивается и погибает. Или бросает пить и начинает вкалывать. Чтобы это понять, надо как минимум протрезветь. Поэтому мы будем продолжать борьбу – до последнего изъятого самогонного аппарата».
65% АЛКОГОЛЯ – ИЗ «ПОДПОЛЬЯ»
По расчетам Управления регулирования рынков алкоголя и табака Минэкономразвития России, в 2002 году минимальное среднедушевое потребление абсолютного алкоголя с учетом роста продажи пива оценивается в размере 11,5 л, а фактический уровень потребления (продажи) водки и ЛВИ определяется в объеме 315 млн. дал, из которого неучтенная (нелегальная) продукция составляет 176,3 млн. дал, или 56 процентов. Кроме того, Счетная палата, опираясь на данные Минздрава России, других федеральных органов исполнительной власти и отдельных научных организаций, оценила производство самогона и алкогольных суррогатов в 2002 году в 90 млн. дал. В связи с чем доля неучтенной (нелегальной) алкогольной продукции за указанный период составляет 65 процентов.
Признанным передовиком в борьбе с самогоноварением является Мордовия. Здесь принят региональный закон об административной ответственности, согласно которому нельзя не только продавать, но и производить в домашних условиях напитки крепостью свыше 20 градусов. По данным республиканского МВД, в 2003 году пресечено свыше 4 тыс. случаев реализации самодельных алкогольных напитков.
Кроме «классического» сахарного, самогон в России может быть медовый, свекольный, яблочный, сливовый, ореховый, карамельный. Из риса готовят «саке», из мякоти кокоса – «баунти», из столетника – «текилу». Из плодов опунции (вид кактуса) гонят кактусовую водку.