Posted 23 мая 2004, 20:00
Published 23 мая 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:46
Updated 8 марта, 09:46
«Зерновые запасы в Москве позволяют утверждать, что до конца 2004 года рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия в городе не превысит темпов инфляции», – заявил руководитель департамента продовольственных ресурсов столицы Александр Бабурин. Он рассказал также, что еще весной 2003 года в Москве был сформирован зерновой запас в объеме 340 тыс. тонн. Именно благодаря этому резерву, выброшенному на столичный рынок весной этого года в виде зерновой интервенции, темпы роста цен на зерно, а соответственно и на хлеб заметно замедлились.
Правда, несмотря на то, что хлеб «дорожает умеренно», зерновые интервенции не сняли с повестки дня проблему дефицита зерна, как в столице, так и по стране в целом. И, по мнению экспертов, как только выброс зерновой продукции на рынок прекратится, цены на нее вновь поползут вверх. Власти это прекрасно понимают – не случайно г-н Бабурин пообещал, что с целью удержания цен на хлеб и хлебобулочные изделия зерновые интервенции в Москве продолжатся вплоть до нового урожая 2004 года.
Со столичным чиновником солидарно и российское правительство, которое продлило на прошлой неделе сроки зерновых интервенций до будущей среды, в то время как первоначально планировалось завершить торги 19 мая. Как полагают эксперты, недельную отсрочку можно объяснить тем, что при сохранении прежних сроков государству не удалось бы продать все оставшееся в интервенционном фонде зерно.
К тому же, по их словам, реализованный на рынке объем государственного зерна оказался недостаточным для удовлетворения нужд мукомольных предприятий. В результате последние были вынуждены завышать цены на муку. Поэтому, чтобы на рынке не было острой нехватки зерна, власти, по оценкам специалистов, решили продлить сроки проведения товарных интервенций и выбросить на рынок как можно больше зерновой продукции.
Между тем, чтобы ситуация на рынке полностью стабилизировалась, зерновых запасов госфонда не хватало изначально. Предполагалось, что после проведения товарных интервенций в руки мукомолов попадет 1,6 млн. тонн зерна. Однако, по оценкам экспертов, этот объем должен был быть не меньше 4 млн. тонн.
Впрочем, государство нашло испытанный выход из сложившегося положения: избежать «зернового голода» в последнее время, как и раньше, позволяет импорт. Так, в марте этого года Россия импортировала 264, 9 тыс. тонн зерна, что в 4,5 раз больше, чем за аналогичный месяц прошлого года. Более того, это самый высокий показатель импорта в этом сельскохозяйственном году.
Примечательно, что в страну приходится ввозить не только зерно, но и муку, объем импорта которой в марте тоже оказался рекордным за последний год: 11,1 тыс. тонн против февральских 6,2 тыс. И поэтому немудрено, что вместе с увеличением импорта зерна его экспорт сократился куда более резко: в том же марте Россия экспортировала на 94% зерна меньше, чем в марте прошлого года.
Вывод очевиден: зерна, чтобы целиком и полностью обеспечить им страну, остро не хватает. По мнению экспертов, ситуацию сможет исправить только новый урожай, если, конечно, он будет на порядок выше прошлогоднего. А пока факт роста цен на хлеб преподносится чиновниками как нечто само собой разумеющееся. Единственное, чем они пытаются утешить россиян, – это обещаниями, что хлеб будет дорожать наравне с инфляцией.
Импорт зерна увеличился