Йоахим Бартц: «Россия в немецких новостях на третьем месте»

21 мая 2004, 00:00
Корреспондент московского корпункта немецкого телеканала ZDF Йоахим Бартц с Россией дружит давно. В детстве он здесь отдыхал, в юности учился в МГУ, затем ездил в Россию в командировки. С июля 2003 года – постоянный корреспондент в Москве.

– У работающих в России немецких журналистов при отборе новостей существует формула «трех К» – Kriege, Kriese, Katastrofe – войны, кризисы, катастрофы. Вы тоже следуете этой формуле?

– Конечно, плохие новости вызывают больший интерес, чем хорошие, и любой журналист будет их освещать. Если взрывают метро или разрушается «Трансвааль», то редакция, естественно, хочет рассказать об этом своим зрителям. Это относится не только к России, а ко всему миру. Но положительные сюжеты мы тоже передаем. Например, я недавно снял большой, 45-минутный фильм о путешествии по Алтаю. И показал, что люди там живут хоть и тяжело, но гораздо спокойнее, чем в Москве. Что там каждый, кто хочет работать, найдет себе место. В Германии этот фильм посмотрели миллионы. Так что аудиторию привлекают не только плохие новости. А Россия всегда была интересна немецким зрителям.

– То есть Россия в ваших репортажах – это не страна остановившихся заводов, замерзающих поселков и голодающих пенсионеров?

– Так пишут о России те мои коллеги, которые никогда не были в вашей стране и ничего о ней не знают. Я много раз наблюдал, как немцы, впервые приезжающие в Москву, удивляются ее красоте, количеству рекламы и немецких машин на улицах. И они понимают, что очень многое из того, что пишут о вашей стране, – неправда. Поэтому для меня главное в работе – профессионализм. Нужно показывать только то, что видел сам или что рассказывают непосредственные участники событий. Нужно уважать, а не обижать страну, в которой работаешь.

– По вашему, мы богатая или бедная страна?

– Потенциально Россия самая богатая страна мира. У вас есть все: нефть, газ, ископаемые. Один только комбинат в Норильске, про который мы делали сюжет, – это 80% мировых запасов никеля! Но по-настоящему богато люди здесь будут жить лет через сто. Это не ирония. Важно, чтобы новая бизнес-элита состоялась, чтобы была стабильность в жизни простых людей, а экономика, наоборот, постоянно развивалась.

– Журналисту Бартцу когда было интереснее работать в России: при Ельцине или при Путине?

– Мне в России всегда интересно. С детства знаю Советский Союз. Ребенком отдыхал с родителями в Ялте. Учился в Москве на журфаке МГУ. В 1989 году написал диплом о перестройке на советском телевидении. Что касается ельцинской России, то многие считают: единственное хорошее в ней – свобода слова.

– А сейчас ее нет?

– Ее стало гораздо меньше. Я родом из ГДР и знаю телевидение Восточной Германии и Советского Союза. Могу сравнивать, как показывали новости тогда в программе «Время» и как их показывают сегодня. Так вот сейчас новости на первом и втором каналах становятся очень похожими на то, что я видел при социализме. Создается впечатление, что все изменилось и в то же время ничего не изменилось.

– Как ZDF освещал парламентские и президентские выборы?

– Выборы были не особенно интересными. Изначально было ясно, что победит прокремлевская партия «Единая Россия», а президент Путин снова станет президентом. Но мы старались показывать разных кандидатов, а главное – простую жизнь вокруг них. Я, например, перед президентскими выборами выяснял мнение молодежи и то, за кого она будет голосовать.

– Парад на Красной площади в честь Дня Победы 9 мая вы показываете?

– Да. В этот раз меня больше всего интересовало, будет ли Путин стоять на Мавзолее, как Брежнев и Горбачев. А тут взрыв в Чечне. Мы показали и его.

– Где иностранному корреспонденту проще работать: в России или в других республиках СНГ?

– Всегда стараюсь объяснять своим коллегам, что Россию надо сравнивать не с Германией, не с Западом, а оценивать условия работы здесь в контексте СНГ. Я сам работал в Белоруссии, на Украине, в Казахстане и Узбекистане. И утверждаю: условия работы в России лучше. В других бывших советских республиках очень сильна автократия, и некоторые политологи предполагают, что и Россия идет к этому.

– Сколько корреспондентов ZDF постоянно работают в Москве?

– Три. Это очень много, только в Вашингтоне есть столько же наших корреспондентов. И это значит, что интерес к новостям из России по-прежнему высок. Хотя с началом войны в Ираке первое место в зарубежных новостях занимают репортажи с Ближнего Востока и из Америки.




Акрам Хузам: «На канале «Аль-Джазира» есть все, кроме цензуры»

#Новости #Александр Колесниченко #Политика
Подпишитесь