Мочи, Ума, мочи!

18 мая 2004, 00:00
Отказавшись от возможности завоевать очередную «Пальмовую ветвь», Квентино Тарантино убедительно диктует в Каннах моду на кино еще до окончания фестиваля. Славу его великолепной картины «Убить Билла-2» не смог затмить в каннских кулуарах даже политический скандал документалиста Майкла Мура.

Событие вчерашнего дня – показ «Фаренгейта 9/11» известного американского документалиста антибушевца Майкла Мура. Мур, вокруг которого в очередной раз раздут скандал, находится в Каннах уже несколько дней и тщательно работает над своим пиаром. В субботу он, окруженный пятнадцатью телекамерами, решительным шагом маршировал по Круазетт с антивоенным транспарантом, который его сподвижники несли лицевой стороной не к людям, а к камерам. Мятежного американца приветствовала многочисленная публика. Режиссер явно был доволен. В интервью известной киногазете Screen International Мур в очередной раз сообщил, что в Америке у его новой скандальной картины все еще нет дистрибьютера (намекая на происки диснеевцев). В этой ситуации важно понимать, что отказ компании Disney прокатывать «Фаренгейт 9/11» вовсе не означает запрета фильма Мура. Disney – частная компания, которая вольна прокатывать (или не прокатывать) все, что ей заблагорассудится. А Америка, которую Мур называет самым плохим государством в мире, – все-таки демократическая страна, в которой нельзя запретить показывать какое бы то ни было кино. Несколько лет назад Disney купила Miramax (который и является производителем «Фаренгейта»). В договоре между ними записано, что Disney вправе отказаться от проката продукции Miramax. Такая же ситуация недавно разворачивалась вокруг «Страстей Христовых» – после того как работать с ней не согласилась ни одна мейджорская студия, прокатом занялась независимая компания Newmarket Film Group и заработала на Гибсоне больше денег, чем за всю свою историю.

Не исключено, что нагнетаемые Муром страсти вокруг цензуры – тоже часть грамотной пиар-компании. Не случайно ведь его предыдущий фильм – «Боулинг для Коломбины» о расстреле школьников – стал самым коммерчески успешным документальным фильмом за всю историю кино. Он собрал только в Америке и Канаде 22 миллиона долларов. То же наверняка будет и с «Фаренгейтом 9/11». Что до распространенных слухов о том, что Майкл Мур, дескать, не даст Джорджу Бушу переизбраться на второй срок, то они несколько преувеличены – у действующего президента и без кино низкий рейтинг.

Как оказалось на премьере, в фильме нет никаких сенсационных разоблачений и резких высказываний в адрес Буша. После того, как Мур, получая «Оскар» за «Боулинг», со сцены кричал: «Позор вам, мистер Буш!» и публично обличал президента в подлоге результатов выборов, ждать от него еще большей решительности не приходится. Мур с помощью монтажных приемов с наслаждением издевается над своим президентом и иллюстрирует хроникой распространенное мнение о том, что семья Бушей, связанная бизнес-узами с саудовскими нефтяными королями, собственными руками выкормила воронов.

Настоящая ценность «Фаренгейта 9/11» совершенно в другом. Мур в своей картине показывает людей разных судеб и разных взглядов, которые так или иначе стали жертвами государственной политики США. События 11 сентября в Америке, как Великая Отечественная война в СССР, отозвались почти в каждой семье. Вот полная женщина в футболке с Микки-Маусом водружает на свой дом американский флаг и говорит, что очень гордится своим гражданством и тем, что оба ее сына воюют в Ираке. А вот и другая, у которой сын погиб, ходит вокруг Белого дома и плачет. Вот солдаты: один считает войну бессмыслицей, другой не скрывает, что получает хорошую зарплату, третьему именно война помогла понять, что, убивая других, уничтожаешь себя. Мур – отличный публицист, сумевший превратить кинодокументалистику в шоу-бизнес. Он вовремя снимает качественное популистское кино с пафосом «Так жить нельзя» и, скорее всего, снова будет чем-нибудь в Каннах награжден.

Тем временем на французской Ривьере все обсуждают финал очередного внеконкурсного шедевра Тарантино. В воскресенье вечером на главном каннском экране Ума Турман таки убила Билла. Красиво убила. Могла бы за это и каннский приз получить – замечательно сыграла очень сложную роль. В то же время изящная Турман из плоти и крови в небесно-голубом платье прошествовала по красному ковру в компании Билла–Дэвида Кэррэдайна, Бада–Майкла Мэдсена, Элль Драйвен–Дэрил Ханны и, конечно, Самого – Президента жюри Квентина Тарантино. На первой пресс-конференции Тарантино сказал: «Впервые о Каннском фестивале я узнал, когда мне было 8 лет – прочитал заметку в газете. Как для любого кинофила Каннский фестиваль мне казался неким раем, куда я мечтал попасть. И я попал сюда с первым фильмом – «Бешеные псы», потом я мечтал получить «Золотую пальмовую ветвь» – и я получил ее за «Криминальное чтиво». Потом стал мечтать возглавить здесь жюри – и вот я его возглавляю». Ради роли главы жюри Тарантино отказался от возможности получить вторую «Пальму», что наверняка бы случилось. Внеконкурсная «Убить Билла-2» получила рекордное на сегодняшний день количество каннских оваций. В Москве фильм появится через месяц – 17 июня он будет открывать Московский Международный кинофестиваль. Пока руководство ММКФ не оставляет надежды заполучить в почетные гости и самого Тарантино. По крайней мере Никита Михалков был среди гостей премьеры «Убить Билла», но приветственных стенаний публики ему не досталось, поскольку президент ММКФ оказался на ковре всего за несколько секунд до появления веселого «отряда гадюк-убийц».

Дэвид Кэрредайн назвал «Убить Билла» «кунфуистско-самурайско-спагетти-вестерновской историей любви». Точнее не придумаешь: кровавый трэш, восточные единоборства, героиня-одиночка, несколько врагов на пути к главной цели – Биллу, которого она любила, да не вышла замуж. Забеременев от злодея Билла, его лучшая драчунья Черная Мамба (Ума Турман) решает отойти от дел и скрыться под чужим именем в глухой деревушке, где находит жениха. Билл настигает ее на репетиции свадьбы, и дальше начинается то, что мы видели в «Убить Билла-1» – отряд гадюк-убийц устраивает кровавое побоище в храме, где Ума чудом выживает, но оказывается в коме и теряет ребенка. Очнувшись через 5 лет, Невеста начинает мстить, и во втором списке жестоко расправляется с обидчиками. Но если первая часть – это сплошные побоища, то вторая – это, собственно, рассказ истории: первая драка происходит примерно на 50-й минуте повествования. История оказывается мелодраматической: убила Билла, потому что любила Билла. Но из сюжетной основы мыльной оперы у Тарантино выходит произведение искусства. Гений, что и говорить.

На нынешний момент в Каннах показано уже 10 конкурсных картин из 18. Лидером рейтинга кинокритиков пока является фильм француженки Агнес Жюи «Посмотри на меня» – лирическое повествование о лицемерном мире и недоверии людей друг к другу. Главная героиня картины – некрасивая толстушка, как будто по иронии судьбы названная Лолитой. Она – дочь известного отца-писателя, а потому не может поверить в искреннюю симпатию к ней кого-либо, тем более – ухажера Себастьяна, юноши, приятного во всех отношениях, но нуждающегося в работе.

Угадать расклад призов в этот раз никто не пытается. Слишком непредсказуем председатель жюри. Ясно одно – даже самый нелепый выбор Тарантино определит киномоду будущего года.




Под шум манифестаций в Канне показали хиты первой половины кинофестиваля

#Новости #Культура
Подпишитесь