Posted 28 апреля 2004, 20:00
Published 28 апреля 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:47
Updated 8 марта, 09:47
Действующая шкала экспортных таможенных пошлин на нефть изменится так: при цене на российскую нефть до 15 долларов за баррель экспортная пошлина взиматься не будет, при цене от 15 до 20 долларов сохранится действующая ставка в размере 35%, при цене 20–25 долларов она составит 45%, а если цена поднимется выше 25 долларов за баррель, вводится 65-процентная ставка.
По расчетам правительства, ежегодные дополнительные поступления в бюджет от предлагаемых изменений составят в зависимости от цены «черного золота» от 400 млн. до 3,5 млрд. долларов. Изменится также и ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ее повышение с 347 руб. до 400 руб. за тонну нефти дополнительно принесет в казну от 280 млн. до 819 млн. долларов.
Принимаемые меры не приведут к росту цен на моторное топливо на внутреннем рынке, заверяет правительство. Напротив, по словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, «высокие экспортные пошлины на нефть частично защищают внутренний рынок, оставляя на нем больше продукта, и тем самым способствуют стабилизации цен на бензин внутри страны».
Ситуация с ценами на автомобильное топливо между тем выходит из-под контроля властей. По данным Русского топливного агентства (РТА), за апрель оптовые цены на бензин вырастут на 8–10% к уровню марта. Министр финансов Алексей Кудрин объясняет это событиями в Ираке, которые создают «определенный ажиотаж по поводу нефти и бензина». В этих условиях российские компании предпочитают наращивать не внутренние, а внешние поставки нефти.
По мнению экспертов, повышение экспортных пошлин, возможно, лишь отчасти сгладит ситуацию на внутреннем рынке топлива, поэтому эффект будет незначительным. «Это отразится на внутреннем рынке косвенным образом. Предложение нефтепродуктов внутри страны может увеличиться, поскольку некоторые компании вместо экспорта предпочтут продавать больше на российском рынке. Но не думаю, что повышение экспортных пошлин будет иметь в этом смысле сильный эффект», – считает аналитик по нефти и газу компании «НИКойл» Лев Сныков.
Впрочем, и Алексей Кудрин полагает, что решение проблемы стоит искать прежде всего у себя дома. «Главная причина роста цен в России заключается в том, что рынок бензина у нас очень монополизирован. Казалось бы, в стране, где достаточно энергоносителей, где существует много предприятий и продавцов, должна быть конкуренция. Но региональные монополии поделили рынок, и это одна из проблем, которые нужно решать, создавая реальную конкуренцию в данном секторе», – признал министр финансов.
Производство нефти и бензина увеличилось