В Доме музыки на Красных холмах «Ника» впервые прошла в прошлом году. Печальные обстоятельства, связанные с изгнанием Юлия Гусмана и придуманной им премии из Дома кино и отказом в трансляции по центральным телеканалам, сыграли отечественной кинопремии на руку (читай – на крыло): привлекли к ней внимание, сочувственную поддержку большой части кинематографистов и, что немаловажно, прессы.
В этом году появилось ощущение, что «Ника», выстояв в неравном бою с «Золотым орлом», все же умирает своей смертью. Нет-нет, все было очень прилично. Семнадцатая церемония оказалась едва ли не самой удачной за все «Никины» годы – со вкусом оформленная сцена, хорошие ведущие Екатерина Гусева и Елена Корикова, вполне смотрибельная художественная самодеятельность, трансляция по НТВ. Но «Ника» вряд ли когда-нибудь взлетит выше Красных холмов, вряд ли снова станет «русским Оскаром», которым она когда-то все-таки была.
Теперь все усилия «Ники» направлены на то, чтобы доказывать свою необходимость и серьезность. А поскольку по крайней мере по времени проведения она стоит в хвосте у «Золотого орла» и «Золотого овна», держать марку «русского Оскара» ей очень непросто. «Ника», самая старая отечественная кинопремия, некогда главное кинособытие года, как будто бы вышла на пенсию и теперь может рассчитывать либо на заботливое снисхождение своих «окрыленных» детей и внуков, либо... на их полное равнодушие.
В этом году все старания продемонстрировать свое победное величие выходили «Нике» боком. Прессе билетов, как всегда, не выдали, указав на свободные места. Даже руководству «НТВ-плюс» – канала, который вел прямую трансляцию, достались билеты лишь на балкон. Те оскорбились и вообще не пошли. Наверняка пачки билетов остались у разных спонсоров и покровительствовавших кинопремии лиц, которые предпочли провести вечер пятницы альтернативным способом. В результате свободных мест в зале оказалось так много, что их пришлось заполнять оплаченной массовкой – той самой, что построилась вдоль лестницы перед началом церемонии. Студенты честно отрабатывали обещанный гонорар и приветствовали гостей церемонии изо всех сил, при этом невольно выдавая абсолютное незнание проходящих по лестнице «звезд». Судя по крикам, ребята узнали разве что Виктора Сухорукова и непременную гостью всех киномероприятий Лидию Федосееву-Шукшину. Некоторые номинанты приехали ко второму отделению, некоторые так и не появились. Инна Чурикова, получившая «Нику» за лучшую роль второго плана в фильме «Благословите женщину», вошла в зал, когда со сцены объявили ее имя. Олег Янковский (номинация на «главную мужскую роль» за картину «Бедный, бедный Павел») не приехал вообще, решив, что если премию не дают, то и вечер терять не стоит. К финалу пятичасовой церемонии даже телекамера, облетающая зал, уже не могла скрыть пустующие ряды.
Вручавшие награды путали тех, кто их получал, выходящие на сцену не понимали, куда по сценарию нужно уходить, а потому драматургия мероприятия частенько давала сбой. Но главным курьезом церемонии наслаждались те, кто в ее начале оказались не в зале, а в буфете. Крылатые золоченые статуэтки, выставленные в фойе первого этажа, так там и остались под надзором охранника. Через 10 минут после начала церемонии к статуэткам подбежал человек, схватил две штуки и побежал в направлении зала. Бдительный охранник преградил путь похитителю, который пытался всеми способами объяснить, что несет птичек на сцену. Когда за «Никами» прибежал второй гонец, к охраннику тоже подоспела помощь. И пока на сцене миловидная Екатерина Гусева приветствовала гостей, в фойе разворачивалось нешуточное сражение за позолоченные награды.
Что касается распределения наград, то тут «Ника» оказалась весьма близорукой – крылатые статуэтки разлетелись по тем же самым персонам, которые уже обзавелись «Орлами» и «Овнами». Понятно, что не дать главный приз «Возвращению» было невозможно – два венецианских льва как магнитом притягивают к Андрею Звягинцеву все возможные статуэтки, дипломы, медали, сувениры и все, чем можно наградить. Но с остальными призами можно было обойтись пооригинальней – наградить, к примеру, за режиссуру и сценарий не Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе за «Магнитные бури», а Петра Буслова за «Бумер» и Геннадия Сидорова за «Старух». Все-таки Буслов, Сидоров, Смирнова, Хлебников и Попогребский – это будущее нашего кино, которое стоит беречь и поощрять. Радует в данной ситуации одно – представленные на «Нику» фильмы теперь видят не только члены академии, но и зрители.
Лауреаты Национальной кинематографической премии «Ника» 2003 года «Лучший игровой фильм» – «Возвращение» режиссер Андрей Звягинцев. «Лучшая режиссерская работа» – «Магнитные бури» режиссер Вадим Абдрашитов. «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» – «Ангел справа» режиссер Джамшед Усмонов. «Открытие года» – «Последний поезд» режиссер Алексей Герман-младший. «Лучшая мужская роль» – Виктор Сухоруков «Бедный, бедный Павел». «Лучшая женская роль» – Валентина Березуцкая «Старухи». «Лучшая женская роль второго плана» – Инна Чурикова «Благословите женщину». «Лучшая мужская роль второго плана» – Сергей Маковецкий «Ключ от спальни», Андрей Панин «Шик» «Лучшая операторская работа» – Михаил Кричман «Возвращение». «Лучший анимационный фильм» – «Полтора кота» режиссер Андрей Хржановский. «Лучший неигровой фильм» – «Нефть» режиссер Мурад Ибрагимбеков. «Лучшая музыка к фильму» – Сергей Шнуров «Бумер». |