В конце марта Геннадий Райков, бессменный лидер партии с момента ее основания в 2001 году, попросил освободить его от должности председателя ЦК НПРФ. Поводом для отставки послужило назначение г-на Райкова главой думской комиссии по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. А реальной причиной ухода, и тому свидетельством более ранние высказывания самого экс-«народника», стала внутрипартийная борьба. В результате и.о. председателя оказался отставной подполковник КГБ, депутат Геннадий Гудков.
«Геннадий Иванович вчера поздно вечером защитил диссертацию, с чем мы его еще неоднократно поздравим. К сожалению, сегодня его не будет», – объяснил в начале своего выступления отсутствие предшественника г-н Гудков и добавил: «В честь работы нашего съезда спортивный клуб «Экстрим» совершил первый в истории воздухоплавания подъем теплового воздушного шара к самой высокой точке Европы – горе Эльбрус, где был водружен флаг Народной партии». После этой воодушевляющей информации он повел печальный разговор об итогах выборов в Госдуму.
«Иной оценки, как провал, и быть не может», – с горечью заявил он (в нижнюю палату прошли только 17 «народников»-одномандатников). Вместе с тем, отметил Геннадий Гудков, сейчас перед партией стоит задача не стрелочников искать, а, проанализировав ошибки, решать, куда двигаться дальше. Анализ ошибок выявил в г-не Гудкове большого знатока и любителя марксизма-ленинизма. К базисным постулатам этого учения он возвращался в своей речи неоднократно. «Мы так и не смогли приобрести четкого политического лица, внятно объяснить сторонникам, кто мы и чьи интересы готовы отстаивать. Короче говоря, мы с вами нарушили многие прописные марксистские истины, не смогли осознать классовых интересов, – отметил г-н Гудков. – Отсюда и все наши беды. Это и шараханья от идеи смертной казни до…». «Голубых», – громко догадался один делегат. «И до сомнительного преследования голубых», – подтвердил «народник».
Между тем, как смело заявил докладчик, «народ устал от принципов управляемой демократии, она, к сожалению, зашла в тупик». И хотя «народники» и работают в полном составе во фракции «Единой России» («находясь внутри, больше возможностей влиять, чем будучи в оппозиции»), но, как уже просто отчаянно бесстрашно заявил г-н Гудков, партия «оставляет за собой право формировать свою собственную точку зрения». «Какую партию мы продолжаем строить? – задал он залу вопрос и сам же на него ответил. – Мы продолжаем курс на строительство левоцентристской, если говорить марксистским языком, социал-демократической партии».
Дмитрий Рогозин, гость съезда и лидер более удачливого левоцентристского объединения, взял слово, чтобы, как ожидалось «народниками», рассказать о возможности интеграции «Родины» с НПРФ. Вместо этого Дмитрий Олегович сообщил, что именно он когда-то придумал название «Народная партия» и что он покинул ее ряды больше года тому назад из-за абсолютной ее в то время бесперспективности. «Находиться в координационном совете так называемых центристских партий и думать при этом, что вы держите фигу в кармане, так не бывает. Может, вам тепло от ощущения фиги, а народу – нет», – жестко заметил он. Потом г-н Рогозин поведал, как ему пришла в голову идея создания блока «Родина» и что у «Единой России» нет позвоночника. «Народники» терпеливо ждали, в какой форме г-н Рогозин предложит-таки объединиться. И дождались. «Будущее наше вместе. Необходимо немедленно начинать консультации на предмет организационного объединения. Я вас к этому призываю в первый и в последний раз», – категорично заявил г-н Рогозин.
В перерыве съезда Дмитрий Олегович, общаясь с прессой, недвусмысленно дал понять, что под объединением он понимает просто поглощение НПРФ «Родиной». Все делегаты съезда, опрошенные корреспондентом «НИ», дружно заявляли, что такой вариант не годится и что они готовы объединяться только на равноправной основе. Впрочем, этот и иные животрепещущие вопросы «народники» решили обсудить на осеннем съезде, взяв на лето тайм-аут. Пока же делегаты выразили доверие марксисту Гудкову. Они большинством голосов убрали приставку «и.о.» из его должности.
Дмитрий Рогозин мечтает об объединении «Родины» и Народной партии