Posted 12 апреля 2004, 20:00
Published 12 апреля 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:49
Updated 8 марта, 09:49
Первым городом, где сделает остановку в своей зарубежной поездке Сергей Лавров, станет Киев. Там он встретится с президентом Леонидом Кучмой и своим коллегой Константином Грищенко. На переговорах, как нам стало известно, речь пойдет об отношениях не только с ЕС, но и с НАТО. С этих вопросов, собственно, и началась наша беседа с Владимиром Чижовым.
– Недавно Леонид Кучма подписал меморандум о взаимопонимании между кабинетом министров Украины и военными структурами НАТО, по которому вооруженные силы альянса в случае необходимости могут свободно перемещаться по украинской территории. Москва обеспокоена таким развитием событий. Будет ли российская делегация в Киеве обсуждать этот вопрос и как это отразится на судьбе двухстороннего договора о границах, который еще не ратифицирован Госдумой?
– Должен уточнить, что в указанном документе содержатся несколько иные формулировки. Там говорится о том, что для перемещения войск и вооружений НАТО по территории Украины в каждом конкретном случае требуется особое разрешение Киева. То есть ни о каком свободном движении по берегам Днепра и Черноморья речь не идет. Тем не менее мы внимательно следим за этой ситуацией и видим, что Украина идет дальше в своих отношениях с НАТО, чем другие страны, которые подписали в свое время соглашение о «Партнерстве во имя мира». Нельзя также не заметить, что этот меморандум противоречит Декларации о государственном суверенитете 1990 года, где закреплен внеблоковый статус Украины. Что касается договора по делимитации российско-украинских границ, то я предпочел бы не говорить на эту тему.
– Но Россия и Украина вроде бы договаривались вместе идти в Европу и согласовывать свои действия по отношению как к НАТО, так и ЕС. Тем более что мы строим единое экономическое пространство в рамках СНГ.
– Именно по этим вопросам и будут вестись консультации в Киеве. Полагаю, что оба эти процесса – стремление к сотрудничеству с ЕС и координация действий в рамках СНГ – не противоречат друг другу. Они вполне совместимы с политической и экономической точек зрения. В некоторых областях они могут дополнять друг друга.
– Желание России и Украины присоединиться к ЕС известно всем. Но оно никак не оформлено. Ни от той, ни от другой стороны не было еще заявления о приеме. Тем не менее Владимир Путин как-то высказался за то, чтобы Брюссель стал нашей общей столицей.
– Должен сказать, что Россия не ставит цель вступить в Евросоюз в какие-то определенные сроки. Об этом можно говорить лишь в гипотетическом плане. Когда произойдет объединение и произойдет ли оно вообще при нашей жизни, сказать трудно. Поэтому считаю, что в обозримой перспективе нашей столицей будет оставаться все-таки Москва. Иное дело – проблема Калининграда. Тут есть над чем поработать. Если в общем и целом мы решили проблему пассажирского транзита, то остаются еще нерешенные вопросы грузовых и военных перевозок. Предстоит найти компромисс по тарифам, таможенным сборам, санитарному контролю, страхованию и т.д. Но это уже не компетенция ЕС, а исключительно Литвы, через территорию которой проходит дорога в Калининградскую область.
– Теперь, пожалуйста, наиболее важные вопросы, относящиеся к компетенции ЕС.
– Позитивным моментом мы считаем то, что еще 23 февраля Еврокомиссия приняла к сведению наши озабоченности в связи с расширением ЕС, изложенные в послании министра иностранных дел России. По большинству из 14 пунктов найдены приемлемые решения. К ним можно отнести, например, такие, как квоты на импорт стали и другой продукции российских предприятий. Но есть и нерешенные проблемы. Это прежде всего проблема виз и положение русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Лишь некоторые государства ЕС, такие, как Германия или Италия, в одностороннем порядке ввели облегченный режим получения виз для граждан России. Но мы полагаем, что этого недостаточно. Следует добиваться более свободного общения между Россией и странами ЕС.
– Многое, таким образом, зависит от расположения к нам крупных чиновников Евросоюза. Как в этой связи следует относиться к очередной инициативе некоторых представителей ЕС, которые обратились в Комиссию ООН по правам человека с требованием осудить Россию за ее политику в Чечне?
– Надо признать, что этот шаг не отвечает характеру отношений между Россией и ЕС. Мы рассматриваем его как недружественный. Данный вопрос также будет обсуждаться в Дублине. Видно, такова уж традиция: с подобными инициативами отдельные представители ЕС выступают не впервые. Но все проекты подобных резолюций, которые они предлагали в ООН, до сих пор проваливались и не получали поддержку мирового сообщества. Думаю, так будет и на этот раз.
О безвизовом режиме со странами ЕС России нечего и мечтать