Прежде, чем приобрести недвижимость, обязательно попросите маклера поинтересоваться – не было ли среди прежних жильцов случаев скоропостижных или насильственных смертей. Японцы считают, что «проклятие того, кто умер в агонии, приобретает страшную силу. Оно всегда будет витать в том месте, где жил человек, нагнетая множество бед и смертей и порождая новые проклятия». По крайней мере именно таким титром начинается японский фильм «Проклятие», в некоторых источниках названный мюзиклом. Не верьте, петь и танцевать там не будут. Будет страшно, страшно с самого начала, когда девочку-волонтера Рику из благотворительной организации направят ухаживать за самой обыкновенной старушкой в самый обыкновенный японский дом. Впрочем, старушка эта окажется вовсе не каким-нибудь там миловидным божьим одуванчиком – она встретит Рику странным молчанием и тяжелым подозрительным взглядом. А огромный пустынный дом будет все время намекать девочке на чье-то присутствие. Вскоре Рика найдет в доме заклеенный скотчем шкаф-купе, а в нем черного кота и маленького мальчика по имени Тошио, но тот обернется серым мутным чучелом-мяучелом, после чего бабушка почему-то почернеет лицом и отправится в мир иной. Как понятно из названия – обитель эта проклята: несколько лет назад здесь муж убил жену, потом умер сам, а их сын Тошио пропал без вести. Сын превратился в призрака – ангела мести, приносящего смерть новым обитателям его родного дома. Полиция не в силах разобраться с ситуацией и призывает на помощь вышедшего в отставку офицера, который вел дело о смерти родителей Тошио.
Любопытно, что после всех «Звонков» и «Темных вод» – признанных всем миром японских хитов в жанре «хоррор» (фильм ужасов), «Проклятие» стало в Японии настоящей сенсацией. По сути, сюжет фильма Такаши Шимицу во многом повторяет шедевры Хидео Накаты, а по стилистике сильно уступает им. Есть тут и мертвые бабушки, издающие звериные рыки, и бледные дети с окровавленными ртами, и серое прожорливое нечто, и вскрики, и кошмары, и все, что приличествует случаю. Но при всей закрученности и таинственности сюжета «Проклятие» очень похоже на театральный спектакль – попробуйте себе представить какой-нибудь ужастик, поставленный на сцене. Вокруг «Проклятия» образовалось множество фан-клубов, фильм дал очень неплохие сборы, продюсеры тут же сняли «Проклятие-2», а информация об успехе проекта распространилась далеко за пределы Японии – картиной заинтересовался сам Сэм Рэйми – режиссер «Человека-паука». Не решившись сделать ремейк самостоятельно, Рэйми нанял на должность режиссера все того же Такаши Шимицу, а на главные роли позвал сериальную звезду Сару Мишель Геллар и Билла Пуллмана. И продолжение «Проклятия», и его ремейк непременно появятся в российском прокате. Судя по всему, хорроры в сознании массового зрителя скоро закрепятся как истинно японский жанр. Так же как мелодрамы у французов, а фильмы-катастрофы – у американцев. Судя по всему, России из этого букета при данном раскладе должны достаться триллеры. Только пока триллеры на нашей почве как-то совсем не приживаются.
В Москве открылся фестиваль японского кино