Posted 8 апреля 2004, 20:00
Published 8 апреля 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:49
Updated 8 марта, 09:49
– Давайте с самого начала определимся. Цыгане – кличка. Такой нации нет. Цыганами в незапамятные времена европейцы прозвали ромалов – народ, разбивавший таборы по берегам речки Цыгал. А потом и всех остальных ромалов стали звать цыганами.
– А в паспорте у вас какая национальность была записана?
– Румын. Всех нас в России и в Германии записывали румынами или чаще венграми.
– Потому что ромалы как нация зародились в Венгрии?
– Вообще-то самое распространенное мнение – что цыгане спустились с Гималаев... Трудно сказать, откуда мы. Впервые о ромалах упоминается в древнееврейских письменных источниках. Изначально ромалы разговаривали на иврите. Потом двинулись в Египет, оттуда в Индию, а через 300 лет, после Персидской войны, цыгане разбрелись по всему миру. Больше всего осело в Венгрии.
– Почему в России сложился негативный стереотип цыгана?
– Потому что у нас никогда не было своего государства. У нас и сейчас нет ни партии, ни четко структурированного землячества. Мы до того сливаемся с местной культурой, что уже через век или два считаем ее своей. Но везде нас продолжают считать чужими. На этом и Гитлер сыграл, когда нас гнали и уничтожали наравне с евреями. И нас, и их считали наглецами за стремление вписаться в другую культуру. А это не человеческая – это наша национальная черта. Чья песня «Очи черные»? Цыганская? Но ведь и стихи, и музыку сочинили русские. Любой романс (слово, родственное наименованию «рома»), станет цыганским, если его споет цыган. Фламенко – цыганский танец, но с испанским колоритом. К сожалению, нас продолжают признавать, лишь когда мы поем и пляшем, будто у нас нет на земле других дел. Наша душа за века гонений так истерзана, что ее необходимо выражать через песни. Чем нам тоскливее, тем удалее песни. Ромалы никогда не плачут.
– Вам ставят в упрек, что вы, живя на чужой земле и перенимая чужую культуру и язык, не считаетесь с местными нравственными законами. А свои у вас есть? Например, если ваша девушка полюбит русского, разрешат ли ей родители выйти за него замуж?
– У меня самого дочка вышла за русского. Что касается законов – да, среди нас есть и такие, кто их не уважает, и несут за это ответственность. У нас есть даже свой суд, в который входят пять старейшин. Ромал может быть каким угодно, однако слово старшего для него закон. Если суд признал тебя «магардо» – законопреступником – ты будешь изгнан из города или села, в зависимости от тяжести преступления, на всю жизнь, на двадцать лет, на два года. «Магардо» уходит один. Если жена решила остаться с ним, она тоже становится «магардо», без суда и следствия. Человек не имеет права жить с честными рома в одном городе, если он убийца или наркоторговец. Настоящие рома – честные рыцари.
– А какое преступление считается среди ромалов самым тяжким?
– У нас культ семьи, культ супружества, культ материнства. Поэтому самым страшным для нас является любое преступление на сексуальной почве. Нас числят в нациях, склонных к криминалу, а я вам приведу такой пример. В России на каждом шагу, даже в супермаркетах, рядом с пищей продают презервативы. А у нас человек, если просто возьмет презерватив в руки, автоматически становится «магардо». Среди наших женщин нет проституток. Наконец, если мы узнаем, что человек употребляет или продает наркотики, мы его изгоняем на всю жизнь. Потому что подобный образ жизни считаем неправильным...
–А «правильная» жизнь для ромалов – какая?
–Правильно жить – значит жить открыто и красиво. Своей открытостью ромал и выделяется, за что расплачивается. Кроме того, мы живем сегодняшним днем. Многие считают, что жить одним днем нельзя. Это не так. Почитайте Библию. Слово «день» там повторяется постоянно. Каждый твой день может оказаться последним. И поэтому жить надо еще и весело. Самые веселые наши праздники – Пасха, Рождество, день Петра и Павла. В такие дни мы снимаем рестораны, собираемся там по 300–400 человек. А в будни мы видимся редко. Все-таки большинство из нас работает. И не только на эстраде. Среди нас есть даже космонавт.
По мнению международных правозащитных организаций, в ряде стран Центральной и Восточной Европы государственная политика в отношении цыганского меньшинства нередко носит дискриминационный характер. С другой стороны, в Западной Европе ксенофобия выражается скорее как социальное явление и не поддерживается государством. Более того, в таких странах, как Великобритания или Ирландия, государственная политика даже нередко направлена на преодоление несправедливых дискриминационных стереотипов по отношению к цыганам и на решение их специфических проблем.
Ситуация в России в целом благополучнее, чем в Восточной Европе: отсутствуют признаки последовательной государственной «антицыганской» политики. Однако в массовом сознании, по оценкам социологов, превалирует недоверие к цыганам.
Справка «НИ»
По данным Федеральной национально-культурной автономии, цыган в России больше миллиона. А вице-президент этой автономии Михаил Бауров еще в 2000 г. заявил, что его соплеменников в России более 2 млн. В пяти странах Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Румыния, Болгария, Чехия и Словакия) живут 4–5 млн. цыган. Цыганское население Румынии, самое многочисленное в Европе, может насчитывать до 2,5 млн. человек. Официальная цифра по Венгрии – 190 тыс., но она вполне может достигать и 800 тыс. В Словакии число цыган варьируется от 90 до 520 тыс. при общей численности населения 5,4 млн., а в Чехии – от 12 до 300 тыс. при общей численности населения 10, 2 млн.). Количество цыган в Европе примерно равно числу жителей Швейцарии, Норвегии и Люксембурга вместе взятых.