«Пять минут страха, и вы – дома» – эту табличку ради смеха или просто в качестве украшения салона считает должным вывесить каждый уважающий себя водитель маршрутки. Люди привыкли относиться к этой и подобным надписям с традиционной иронией. Утром 11 февраля 2003 года Ксения Садовникова, как обычно, собиралась на работу в одну из московских аптек, где была заместителем директора. На конечной остановке она села в маршрутку
№ 301 Люберцы – метро «Выхино» и, заплатив положенные по тарифу 15 рублей, вместе с остальными пассажирами отправилась в путь.
Когда машина выехала на Новоухтомское шоссе, автомобиль резко затормозил. Ксения и ее попутчик по инерции вылетели из кресел и упали на пол. Мужчина быстро поднялся, отряхнулся и вернулся на прежнее место. А она так быстро не управилась. В следующую секунду водитель резко нажал на газ. Садовникова снова не удержалась на ногах и упала.
«Боль была жуткая, – рассказала «Новым Известиям» пострадавшая. – Я закричала. В ответ водитель промурлыкал: «Чего орешь?!» и, как ни в чем не бывало, продолжил движение. За Ксению вступились остальные пассажиры и понятным шоферу языком – криком – доходчиво объяснили, что человеку действительно плохо. Водитель отвез Садовникову в 15-ю больницу, где пострадавшая с диагнозом «компрессионный перелом 10-го грудного позвонка» пролежала 23 дня. На лечение ей понадобилось около 12 тысяч рублей.
«Все время я лежала на спине, на жесткой доске, – пояснила «НИ» Ксения Садовникова. – После этого была на больничном еще 11 месяцев, три из которых в буквальном смысле ползала. А 13 января 2004 года я получила третью группу инвалидности». За компенсацией к перевозчику – ООО «Стаффтранс» – обратилась дочь Ксении. Там ей предложили сходить в страховую компанию. Прейскурант вызвал удивление: за гибель пассажира маршрутки родственникам полагается 12 тыс. рублей.
Вред, причиненный здоровью Садовниковой, был оценен в 1800 рублей. При этом один только больничный корсет обошелся ей в 4,5 тыс. Посчитав подобную выплату настоящим издевательством, пострадавшая обратилась с исковым заявлением в суд. Она потребовала от перевозчика заплатить ей более 500 тыс. рублей.
Вчера федеральный судья Люберецкого суда Аксенова удовлетворила иск Садовниковой к ООО «Стаффтранс». Правда, из первоначально заявленной суммы истице присудили только 150 тыс. рублей: 10 тыс. 900 руб. – компенсация за медикаменты, 27 тыс. 430 рублей – за утрату трудоспособности, 120 тыс. составила компенсация морального вреда.
«Несмотря на то, что исковые требования не были удовлетворены в полном объеме, мы решением суда довольны, – пояснил «НИ» Павел Попов, юрист коллегии адвокатов, осуществлявшей правовую защиту Садовниковой. – Это решение беспрецедентно для нашей страны. И в том, что пассажир маршрутки отстаивал свои права как потребитель услуг, и, конечно, в сумме выплаты. Ведь еще три-четыре года назад, я уверен, Ксения Садовникова получила бы не более 10 тыс. Сегодняшнее решение свидетельствует о значительном прогрессе в отечественной судебной практике».
Как считают адвокаты, успешный исход этого дела во многом зависел и от позиции ответчика. Представители компании-перевозчика в прениях выдвигали совершенно невразумительные доводы. Дескать, женщина грузная, села бы на два сиденья и, глядишь, не упала бы. Сама же Ксения Садовникова отметила в разговоре с «НИ», что, если бы к ней отнеслись по-человечески, извинились и выплатили несчастные 12 тыс. на лечение, она никогда и не затеяла бы этого судебного процесса.
«Всегда думала, что я сильный человек. Но сейчас даже войти в маршрутку не могу – страх охватывает жуткий. Лучше всю жизнь пешком ходить буду». На работу Ксения Садовникова до сих пор не вернулась.
ОСТОРОЖНО! МАРШРУТКИ НА ДОРОГАХ 2004 год: 19 марта в Москве на улице Нижние Мневники недалеко от Крылатского моста микроавтобус «Газель» столкнулся с легковым автомобилем. Один человек погиб, семеро получили ранения. 6 марта в Москве на Дмитровском шоссе маршрутка «Газель» столкнулась лоб в лоб с «Москвичом». В результате один человек погиб, двое получили тяжелые травмы. 28 января в Подмосковье маршрутка на 23-м км Ярославского шоссе столкнулась с автобусом «Икарус». Одна из пассажирок маршрутки погибла, девять человек были госпитализированы. 27 января в Москве в результате столкновения «Газели», троллейбуса и грузовика «КамАЗ» погибли 2 человека. 2003 год: 10 сентября в Москве «Жигули» врезались в пассажирскую «Газель», оба водителя и две пассажирки маршрутки были госпитализированы в тяжелом состоянии. 26 августа в Москве произошло два ДТП с участием «Газелей». В Жулебино маршрутка столкнулась с «КамАЗом». В результате 4 человека пострадали. В Сабурове маршрутка столкнулась с автобусом – 11 человек получили травмы. 19 августа на юго-западе Москвы микроавтобус «Газель» потерял управление и врезался в автобусную остановку. Три человека, стоявшие на остановке, получили различные травмы. 12 июля водитель «Газели» не справился с управлением на 1-м км Ленинградского шоссе в Подмосковье. Ранения различной степени тяжести получили 6 человек. 10 июня на 30-м км Киевского шоссе в Московской области «Газель» выехала на встречную полосу и столкнулась с «КамАЗом». 9 человек погибли на месте, еще 7 госпитализированы. 10 мая на 6-м км Щелковского шоссе в Московской области перевернулась «Газель». Один человек погиб, пятеро серьезно пострадали. |
ДЕНЬ «ВСТРЕЧНОЙ ПОЛОСЫ» Обеспокоенные небывалым ростом уровня ДТП, автоинспекторы, по сути, начали «Неделю безопасности дорожного движения» до ее официального старта. Небывалая рекламная акция развернулась еще в конце марта. Однако первый день акции под девизом «взаимное уважение на дорогах – залог безопасности» мало чем отличался от предыдущих дней пропаганды – об акции все говорят, но конкретных действий – никаких. Только планы, которыми с «НИ» поделились в пресс-службе Главного управления ГИБДД столицы. «Цель акции – заставить водителей быть взаимно вежливыми на проезжей части: уступать дорогу пешеходам, не нарушать правила дорожного движения, с уважением относиться друг к другу, – рассказала «НИ» старший инспектор по особым поручениям ГИБДД Москвы Марина Васильева. – Мы не собираемся бороться с хамством на дороге карательными методами. У нас нет никакой тарифной сетки штрафов. Всего будем добиваться психологическим воздействием. Постовых инспекторов вооружат мегафонами, через которые те смогут разговаривать с водителями, не останавливая автомобиль. Каждый день «недели безопасности» планируется посвятить той или иной дорожной проблеме. Так, день 8 апреля заявлен в программе в качестве «дня встречной полосы». Сотрудник ГИБДД Северного административного округа объяснил, что в этот день останавливать будут преимущественно тех, кто пересекает двойную сплошную линию. В рамках операции «скорость» достанется в основном водителям, превышающим 60-километровый лимит. Наибольший интерес представляет план «трезвый водитель». Организаторы планируют подключить к борьбе с пьянством выездные бригады наркологов из районных поликлиник и диспансеров, которые будут нести службу вместе с автоинспекторами «в местах возможного появления пьяных». Определять степень опьянения врачи будут прямо на месте в передвижных медицинских фургонах. Однако в пресс-службе Главного управления ГИБДД Москвы «НИ» рассказали, что «неделю безопасности» не стоит рассматривать как облаву на пьяных водителей»: «Это далеко не основной пункт программы. Пьяным будет посвящен только один день. Правда, договоренности с Минздравом пока нет. Поэтому день борьбы с пьянством, скорее всего, выйдет за пределы недели безопасности и состоится в середине апреля». Наиболее причудливые формы операция «трезвый водитель» принимает в Санкт-Петербурге. Там водителей, задержанных в состоянии опьянения, будут доставлять домой бесплатно. Более того, автолюбитель может сам позвонить по определенному номеру, прохрипеть в трубку «хочу домой», и туда его довезут в лучшем виде. «Приказ до нас пока не доводили, но я слышал, как командир говорил об этом с начальством, – сообщил «НИ» сотрудник ГИБДД Петроградского района. – Что ж, мы люди подневольные, будем исполнять. Не хватит техники – чего-нибудь придумаем. Станем пьяных штабелями складывать, пусть очереди ждут». Ирина ВЛАСОВА, Владимир ХОЗИКОВ, Санкт-Петербург |