Posted 5 апреля 2004, 20:00

Published 5 апреля 2004, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Сито для звездопада

5 апреля 2004, 20:00
На днях Департамент туризма Минэкономразвития РФ присвоил «звездную классификацию» восьми столичным и региональным отелям. А вообще по новой государственной системе классификации, принятой в конце прошлого года, уже оценено около двадцати гостиниц.

Своей страстью к звездам наш гостиничный бизнес напоминает престарелых советских руководителей. Правда, в те годы звезды большей части наших отелей реальной ценности не представляли. Польстившись на три или четыре пятиконечные, клиент запросто мог оказаться в номере без горячей воды, с неисправной сантехникой или сломанной мебелью. В советские времена гостиницы звезд с неба не хватали – звезды им не полагались вовсе. Но в 1975-м в Хельсинки прошло эпохальное совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Известно оно прежде всего своей декларацией о правах человека.

«Мало кто знает, но обсуждались на нем и более земные темы, в том числе необходимость единой гостиничной классификации, – рассказывает Маргарита Немоляева, заместитель руководителя органа по классификации гостиниц и других средств размещения Всероссийского научно-исследовательского института сертификации. – Спустя несколько лет нужный документ появился и в нашей стране. А чтобы иностранцы не могли сравнивать свои гостиницы с нашими (да еще в пользу первых), мы придумали свою классификацию: гостиницы «люкс», высшего «А» и высшего «В» разрядов, а также первого, второго, третьего и четвертого. Правда, в буклетах для иностранцев все равно упоминалась звездность отеля – чтобы им понятно было. Однако, если возникали претензии – мол, у нас в Париже четыре звезды гораздо круче, – наш ответ был тверд: а где вы видели четыре звезды?»

Зато в новые времена гостиничный бизнес будто прорвало. В середине 90-х новый российский ГОСТ официально признал классификацию гостиниц по звездам, и отели в массовом порядке покрылись «звездной сыпью». ГОСТ, правда, оказался с изъяном. Авторы стандарта забыли упомянуть, как присваивать категории отдельным номерам. Фантазии работников гостиниц мгновенно заполнили паузу. Появились номера «полулюкс» (ничего подобного нет нигде в мире: нельзя быть чем-то наполовину), «повышенной комфортности», «номер после ремонта» и даже апартаменты «Казанова» для молодоженов, где джакузи стоит рядом с кроватью в спальне, а не в санузле.

И еще две национальные черты всплыли вместе со звездами.

Во-первых, для статуса гостиницы главным было лишь наличие того или иного оборудования, но не его качество. А во-вторых, звездность отеля определялась по лучшему номеру, пусть он даже был одним-единственным!

Для полноты картины добавим: категорию отелям присваивали органы по сертификации, которых только в Москве несколько десятков. Поэтому договориться о количестве звездочек с экспертами было не сложно.

Вопрос о том, что пора навести порядок на «фабрике звезд», подняли, как ни странно, представители самих гостиниц. Вернее будет сказать, лучших из них. У многих интуристов складывалось впечатление, что приличных отелей в России нет в принципе. Инициативу поддержали высшие чиновники: бытовая по сути тема оказалась частью большой политики. Если в конце 80-х столица принимала 4 млн. гостей в год, сейчас их едва набирается один.

По новой Государственной системе классификации категория присваивается каждой гостинице на пять лет, но ее следует ежегодно подтверждать. В качестве экспертов выступают специалисты Всероссийского научно-исследовательского института сертификации.

В апреле в Москве пройдет семинар Всемирной туристической организации, где российскую государственную систему классификации гостиниц, возможно, примут за основу всемирной. Получается, что мы из аутсайдеров стали вдруг лидерами.

Первыми государственные звезды в декабре прошлого года получили столичные гостиницы «Националь», «Балчуг-Кемпински», «Золотое кольцо» и «Президент-отель». Все – по пять, кроме последнего. Их пример оказался заразительным. За три месяца этого года в Департамент туризма Минэкономразвития поступило еще около 60 заявок. В пять звезд оценили на днях только что построенный в стиле «хай-тэк» (единственный в России) отель «Мираж» в Казани. Самарский «Ренессанс» также претендует на высший бал. Меньше чем на четыре звезды не согласны гостиницы Екатеринбурга и Уфы.

Впрочем, с элитными отелями проблем как раз меньше всего. С них сдувают пылинки и не скупятся на поддержание формы. Хуже с теми, на которые приходится основная туристическая нагрузка. Даже в Москве крепких отелей «три звезды» – по пальцам пересчитать. И надеяться, что ситуацию можно изменить лишь при помощи новой системы классификации, не приходится. Гостиниц в стране хронически не хватает (в Москве, по мнению специалистов, «отельный фонд» следует увеличить втрое). Значит, нет нужды зазывать клиентов, отталкивая соседей локтями. Тем более что ответственность за липовые звезды – довольно неопределенная. Теоретически самозванцев можно привлечь по закону о рекламе – за недостоверность информации. Но пока прецедентов не было.

Подпишитесь

© Все права защищены. При использовании информации гиперссылка на сайт newizv.ru обязательна. Полное или частичное копирование материалов сайта newizv.ru запрещено.

Сетевое издание «Новые Известия on-line»

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-79279.

Главный редактор: Андрей Краснобаев, [email protected] 

Учредитель: ООО «ГАЗЕТА "НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ"»

Телефон: +7 (495) 640-25-53

Адрес: 121357, г. Москва, ул. Артамонова, д. 16, корп. 3

Реклама: [email protected]

Яндекс.Метрика