Posted 1 апреля 2004, 20:00
Published 1 апреля 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:50
Updated 8 марта, 09:50
Так уж повелось с ХХ столетия, что каждое новое поколение в искусстве рождается в полемике с предыдущим, утверждая свой особый взгляд на мир. Стремление к постоянному обновлению рождает особый тип художника. Полемиста, ниспровергателя общепринятого, борца и ярого индивидуалиста, отстаивающего принципы своей театральной веры. Такими и вошли в профессию Валерий Фокин, Анатолий Васильев, Лев Додин, Кама Гинкас, Эймунтас Някрошюс и другие. Фокин, правда, не начинал с намеренного эпатажа. Не было у него и ультрареформаторских претензий. Напротив, с первых шагов творческой деятельности Фокин выглядел уравновешенным и лояльным к другой традиции. И когда, имея за плечами Щукинское училище, пришел в Театр «Современник» и выпустил здесь свой первый громкий спектакль «Валентин и Валентина», то ведущий театральный критик, «шестидесятница» Инна Соловьева даже хвалила его за то, что он не нарушил «современниковский» стиль, не сломал принципы психологической достоверности. Хотя ученик вахтанговской школы уже тогда стремился к более выраженной театральности, понимал ограниченность бытового театра. Но, обладая достаточно высокой профессиональной толерантностью, сумел проработать в «Современнике» пятнадцать лет, выпуская заметные спектакли и поддерживая репутацию истинно «современниковского» постановщика. Правда, уже в 70-е годы на малой сцене «Современника», которая именовалась «пятым этажом», он выпустил моноспектакль с молодым Константином Райкиным «И пойду, и пойду» по «Запискам из подполья» Достоевского. В то время малые сцены только начинали входить в моду. Этот спектакль тогда и продемонстрировал, какой именно театр Фокину ближе. Ближе ему оказался театр заостренной психологической игры, гротеска, приближающийся к вахтанговской формуле «фантастического реализма». С этого периода, очевидно, и началось увлечение Фокина Достоевским, который стал одним из любимейших его авторов. Вторым в этом ряду следует назвать Гоголя. Уже позднее у Фокина появился замечательный спектакль по «Мертвым душам» – «Нумер в гостинице города NN». От гротескного, фантастического Гоголя уже было не так далеко до метафор западного писателя Франца Кафки. Спектакль «Превращение» с Константином Райкиным в главной роли, выпущенный Фокиным в 90-е годы, рассказывал о том, как обычный клерк в один прекрасный день обнаружил, что превратился в отвратительное фантастическое насекомое, которое повергало в ужас всех окружающих.
Последняя по времени режиссерская работа Валерия Фокина – это «Ревизор» в Александринском театре. Ее следует считать этапной, поскольку в ней выразилось сполна его понимание стиля русского классика.
«Постижение «Ревизора» для меня интересно именно тем, что я не первый раз ставлю эту пьесу. Ты один слой снимаешь, второй, идешь дальше и понимаешь, что эта пьеса бесконечна. Но если раньше мы боялись в Гоголе быта, то сегодня следует опасаться так называемой фантасмагоричности», – говорит Фокин. Он вообще считает, что режиссер должен заниматься глубинным исследованием авторского стиля и шире – глубинным исследованием самих возможностей сценического искусства. Его не устраивает некоторая легковесность и поверхностность тех из молодых режиссеров, которые в большей степени стремятся производить внешнее впечатление. Ему важнее работа по накоплению профессионального опыта, а не скоропреходящая сенсационность.
Валерий Фокин – сторонник экспериментальной деятельности. Ради экспериментов он и создал свой Центр им. Вс. Мейерхольльда. Строительство Центра началось в конце 80-х годов, когда слово «перестройка» подвигло многих на поиски новых форм. Идея Центра в тот период противопоставлялась им идее репертуарного театра, возможности которого выглядели ограниченными. На сцене Центра им. Вс. Мейерхольда в последнее десятилетие идут спектакли молодых режиссеров. Фокин верит, что они продолжают развивать сценический язык современного театра.
Сегодня, когда возраст режиссера уже приближается к шестидесяти, он – не столько радикал и ниспровергатель общепринятого, сколько носитель одной из самых важных традиций нашей режиссуры. Традиции серьезного, интеллектуального театра.