Этому принципу «Вернисаж» верен до сих пор. Здесь все для зрителя. Добрая половина спектаклей – яркие кабаре-шоу. «Если в театре нет развлекательного элемента – значит, он не выполняет своей функции, – считает художественный руководитель театра Юрий Непомнящий. – Развлекать можно не только анекдотами, философствовать тоже полезно. Единственное, что недопустимо, – это насилие над зрителем. Искусство должно быть экологически чистым».
Создание кабаре-спектаклей – в некоторой степени возвращение к прежним традициям. Когда-то только в Москве было более сотни кабаре. В советское время этот «вид искусства» закрыли как недостойный, и долгое время он был вынужден существовать подпольно.
Сегодня в театре «Вернисаж» на некоторых спектаклях зрители удобно устраиваются за столиками, потягивая легкий алкогольный коктейль или наслаждаясь чашечкой кофе. Однако к просмотру предлагается совсем не шуточный репертуар – к примеру, «Мария Тюдор» по Виктору Гюго (в программке жанр действа определен как «романтическая драма для кабаре») или драма «Нельская башня» по Александру Дюма.
Второе, не менее интересное направление театра «Вернисаж» – проект «Свободная сцена». Несколько лет назад Юрий Непомнящий задумал его с целью помочь молодым режиссерам, предоставив им возможность для работы в театре, для самовыражения. Позже проект получил поддержку столичного правительства и Комитета по культуре и вышел за рамки небольшой сцены «Вернисажа».
Сделав ставку на молодежь, театр не прогадал. Свою труппу Юрий Непомнящий доверил молодому корейскому режиссеру, аспиранту РАТИ (ГИТИС) Ким Ван Соку. Скоро в репертуаре театра появился спектакль «Свадьба», поставленный по современной корейской пьесе. Эта «сказка для взрослых» понравилась как актерам, так и зрителям.
В середине марта этого года молодой кореец выпустил еще одну премьеру – «Воительницу» по Николаю Лескову. Тема продажной любви, поднятая одним из лучших русских писателей еще в XIX веке, не утратила своей актуальности и сегодня, скорее даже наоборот.
В рамках проекта «Свободная сцена» в «Вернисаже» появился и спектакль «Аннотация к убийству» по мотивам произведений Жана Ануя, Еврипида, Сенеки и Овидия Назона. Его поставила хореограф театра Дарья Попова. В результате длинные монологи и хоры античных пьес сменились на язык движений и жестов. История любви Медеи и Ясона звучит вне времени. Важнее чувства и страсть, искренность актерской игры.
Работа над новыми спектаклями в театре идет постоянно. Сейчас Юрий Непомнящий репетирует вместе со студентами своего курса из Университета культуры и искусства спектакль под названием «Сон при чтении комедии». По его словам, это будет музыкальное пародийное шоу по мотивам «Горе от ума» Александра Грибоедова. «Спектакль адресован молодежи, в первую очередь старшеклассникам. В школе нам буквально внушали ненависть к этой комедии, – говорит режиссер. – Интересно, если спросить, что же там смешного, вряд ли кто-то ответит. Мне хочется с этого гениального произведения смахнуть пыль».
Пока репетируют студенты, каждому из них позволено экспериментировать в своем отрывке, но, разумеется, под присмотром мастера. Когда же спектакль приобретет более четкие очертания, вторым составом в него введут профессиональных актеров. Премьеру ждут к октябрю.