Posted 1 апреля 2004, 20:00
Published 1 апреля 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:49
Updated 8 марта, 09:49
Простите за лирику, но именно так корреспондент «НИ» на днях попал на заседание Политической ложи Московского Английского клуба. Особняк носит имя «Александр-Хаус» и украшен медной табличкой, сообщающей, что именно в этом здании в 2000 году располагался штаб кандидата в президенты Владимира Путина. Слово «ложа» настраивает на атмосферу тайного заговора, но в реальности все оказалось вполне демократично, с присутствием прессы и фотографов.
Тема заседания ложи: «Итоги и перспективы новой легислатуры В. Путина». Для непосвященных: легислатура (от лат. legislator – предлагающий законопроект) это срок полномочий парламента или выборного должностного лица. Сам прочитал в энциклопедии.
Первым с докладом выступил старшина Английского клуба известный политолог Игорь Бунин. Второй срок президента будет не столь спокойным. Власти придется начать реформы, затрагивающие материальные интересы двух третей населения. Все те, чей жизненный уровень упадет, будут винить в этом лично президента. Завершив свой доклад, старшина клуба извинился перед присутствующими и срочно убыл в Бишкек.
Докладчика члены клуба не прерывали. Кое-кто даже делал записи в блокнотиках. Взявший вслед за ним слово руководитель Центра прикладных политических исследований «ИНДЕМ» Георгий Сатаров обвинил наших политиков в том, что они недооценивают российское общество. За годы шоковой терапии оно получило, по его определению, такой «пинок под зад», что было просто вынуждено приспосабливаться самостоятельно. Как результат, сегодня на пути модернизации общество далеко обогнало власть, и разрыв между ними растет.
Президент фонда эффективной политики Глеб Павловский начал с фразы, что доклада он не обещал. И тут же пошутил, мол, это мистификация убежавшего Бунина. Политолог сообщил присутствующим, что «самыми проблемными обычно оказываются группы, обязанные власти своим существованием». Ведь созданная Владимиром Путиным система заинтересована в сохранении стабильности своего положения, а значит, склонна тормозить изменения. Если первый срок президента можно охарактеризовать, как «управляемую демократию», то второй будет «управляемой нормализацией». А государство будет стараться «стать своим» не только на политическом, но и на бытовом уровне.
Доклады закончились, и собравшиеся в «Александр-Хаусе» леди и джентльмены, отложив блокноты в сторону, заметно оживились. Ведь не только ради политинформации деловые люди в середине рабочей недели выкроили три часа в своих бизнес-планах. Где как не в клубной ложе состоятельный человек может вот так запросто подискутировать с известными политологами. И собравшиеся воспользовались законным правом по полной программе. Сложилось даже впечатление, что приглашенным политологам пришлось отдуваться за всю российскую власть. Те защищались, как могли, но Глеб Олегович после того, как одна респектабельная дама долго добивалась ответа на вопрос: «Что ожидает малый бизнес?», был вынужден признаться, что он тоже в какой-то мере малый бизнес и потому ответить не может. Таким образом, дальнейшая судьба предпринимательства осталась тайной. По старой английской традиции заседание ложи закончилось фуршетом.