Posted 30 марта 2004, 20:00
Published 30 марта 2004, 20:00
Modified 8 марта, 09:50
Updated 8 марта, 09:50
Эксперты – политологи, юристы и религиоведы – убеждены в том, что заявления Равиля Гайнутдина и Берла Лазара, сделанные ими одновременно в середине дня в понедельник и выдержанные в схожей стилистике, инспирированы главенством РПЦ. Патриархия почувствовала, что аргументы против строительства индуистского культурного центра на Ленинградском проспекте столицы, увы, слабоваты для полной и безоговорочной победы над злополучными кришнаитами.
Поводом для заявлений лидеров двух «традиционных конфессий» послужило признание представителя Общества сознания Кришны, что вегетарианская пища, которую предлагают его единоверцы в качестве гуманитарной помощи нуждающимся россиянам, посвящена их божеству, являясь, по сути, жертвенной. По мнению главы Совета муфтиев, «такого рода помощь является обманом верующих. Если еда приготовлена во имя Кришны, то она не дозволена в употребление мусульманам», – сказал Равиль Гайнутдин. В свою очередь, и главный раввин России назвал обманом кришнаитскую гуманитарную программу: «Если бы они хотели просто помочь бедным, обездоленным, это была бы бескорыстная помощь. Но, к сожалению, разные религии и секты используют бедность людских знаний, чтобы привлечь людей к своему вероучению», – отметил г-н Берл Лазар.
Муфтий Мухаммедгали Хузин, замглавы Центрального духовного управления мусульман РФ, вчера вдруг припомнил, что несколько лет подряд раздача кришнаитской пищи имела место среди населения Чеченской Республики. «Трудно представить себе последствия, если бы это стало достоянием гласности в те дни», – заявил муфтий. Ведь употребление правоверными жертвенной пищи индуистов запрещена Кораном и может нанести верным духовный, а может, и физический вред.
Говорить об этом, когда кришнаиты, ни от кого не прячась, рискуя жизнью, ездили в Чечню, было опасно. Зато теперь самое время предать огласке их «происки».
Право, лучше бы муфтий об этом не говорил. Потому что вчера глава духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов выразил резкое несогласие с такой позицией. «На Северном Кавказе, – сказал он, – так много нуждающихся и голодных, что им все равно, какую пищу есть. Если кришнаиты раздавали жителям кавказских республик свою бесплатную, посвященную Кришне еду, то они делали благое дело». Кроме того, по убеждению г-на Аширова, «в Коране не содержится запрета на употребление вегетарианской пищи, приготовленной каким-то особым, кришнаитским или каким-то иным, способом. Там говорится только о недопустимости приема свинины и о том, что мясо следует готовить в соответствии с определенными требованиями».
Борис ФАЛИКОВ, доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ:
– В своей борьбе с российскими вайшнавами бдительная православная общественность никак не может определиться. С одной стороны, их называют «тоталитарной сектой», не имеющей никакого отношения к индуизму, с другой – «индусскими фундаменталистами». Общественники не замечают элементарного логического противоречия: быть одновременно теми и другими нельзя. Да на самом деле вайшнавы и ни то, и ни другое. Они принадлежат к вишнуитскому направлению индуизма, а конкретнее – к бенгальской его ветви, основателем которой был Шри Чайтанья (1486 – 1533). В конце XIX века эта ветвь претерпела реформу, главным результатом которой стала возможность обращения в индуизм людей, родившихся вне индийской кастовой системы. Общество сознания Кришны, созданное в середине прошлого века, стало претворять эту возможность в жизнь. Вначале традиционный индуизм относился к западным кришнаитам настороженно, но сегодня в нем самом происходят сходные процессы: все большее число индийцев допускают, что индусом можно стать, а не родиться. Муфтий Мухаммедгали Хузин, желая помочь своим православным собратьям справиться с логическим противоречием, оказал им «медвежью услугу»: признал, что вайшнавы – индусы, их пища освящена и обладает сакральными свойствами. Что же касается того, вкушать ее или не вкушать, – это проблема не религиозная, но сугубо частная».