Коллеги во Франции не зря называют Вержеса «адвокатом дьявола». Рожденный от смешанного брака француза и вьетнамки, он с детства исповедовал антиколониальные взгляды. Сподвижник де Голля, борец за независимость Индокитая, он с одинаковой страстью симпатизировал коммунистам и анархистам. Он доказывал в судах невиновность таких негодяев, как «лионский палач», бывший офицер гестапо Клаус Барбье, международный террорист Ильич Рамирес Санчес (Шакал), на совести которого сотни жертв, серийный убийца Шарль Сображ, державший в страхе всю Францию... Брал Вержес под защиту экстремистов всех мастей. Как справа, так и слева. В настоящее время в Международном трибунале по бывшей Югославии ведет дело Слободана Милошевича.
Делом багдадского узника 79-летний Жак Вержес решил заняться по просьбе родственников Хусейна. Еще в декабре прошлого года с официальным предложением к адвокату обратился племянник бывшего президента Али Барзан аль-Тикрити. Три месяца ушло на раздумья, хотя мало кто сомневался, что Вержес согласится. Это для него неплохой шанс закончить карьеру, о чем он не однажды говорил на публике. Все эти месяцы многочисленная родня Саддама искала юристов. Дочери Рагад и Рана говорили, что нашли более 600 адвокатов в Иордании. Поступали заявки из многих стран, в том числе из России. Свои услуги предлагали Владимир Жириновский, Генрих Падва, Павел Астахов. Но родственники и сам Хусейн предпочли Жака Вержеса. Ему будут помогать 10 французских адвокатов.
В ближайшее время Жак Вержес едет в Иорданию, где намерен встретиться с родными и близкими Саддама, а также бывшего иракского премьера Тарика Азиза, которого он также намерен взять под защиту. Одно только смущает адвоката: до сих пор никто не знает, где будет проходить процесс. Не исключено, что в качестве места будет названа Женева или Гаага. Но, судя по настроению членов Временного управляющего совета Ирака (ВУСИ), до сих пор дебатирующих этот вопрос, трибунал должен состояться непременно в Багдаде. До выборов новых органов власти или после, ВУСИ не уточняет. Да и сама американская администрация в Ираке во главе с Полом Бремером не знает точно, состоится ли 30 июля объявленная церемония передачи власти из рук военной коалиции национальному правительству.
Надо сказать, что так называемый «домашний вариант» больше устраивает Вашингтон. Ведь по действующим в Ираке законам, суд может выносить смертные приговоры. А у Саддама столько «смертных грехов», что надеяться на смягчение не приходится. С многочисленными претензиями к нему сейчас обращаются бывшие подчиненные. Это и геноцид по отношению к курдам, и притеснения шиитов, и развязывание войн против Ирана и Кувейта, в результате чего стране был нанесен огромный материальный и моральный ущерб… Понятно, почему Джордж Буш не однажды высказывался, чтобы одним из главных обвинителей на процессе обязательно выступил освобожденный иракский народ.
Но все дело в том, что народ еще интересует другое: виноват ли Саддам в том, в чем его обвиняют за рубежом. Какими бы ужасными ни были его преступления по отношению к курдам и шиитам, на суде со всей неизбежностью и во весь рост встанет вопрос: имел ли подсудимый оружие массового уничтожения, какую связь он поддерживал с бен Ладеном, находились в Ираке базы «Аль-Каиды». Есть все основания полагать, отмечает французская «Фигаро», что суд оставит в стороне «преступления против человечности» и вплотную займется указанными проблемами. Нетрудно догадаться, что в таком случае все пойдет не так, как мыслят организаторы суда. Жак Вержес уже заявил, что главную свою задачу видит в том, чтобы посадить на скамью подсудимых Дональда Рамсфелда и поставить к позорному столбу Джорджа Буша.
Любопытно, что Вашингтон никак не комментирует эти слова бывалого адвоката. Ничего не говорится и о сроках намечаемого процесса. Но большинство обозревателей сходятся во мнении, что Белому дому трибунал вообще не нужен. По крайней мере до президентских выборов Саддам Хусейн должен молчать.