Пленум коммунисты сочли событием настолько знаковым, что даже пустили на него журналистов. Правда, послушать дали только ключевой доклад зампреда ЦК Ивана Мельникова, а потом всех снова выгнали на улицу. Но обычно даже мало-мальски весомые внутрипартийные мероприятия для СМИ закрыты полностью, так что и такое снисхождение показалось неожиданно щедрым. Опять-таки, по традиции, серьезным размышлениям руководство КПРФ предпочло предаваться в здании «Росагропромстроя». Однако зал, в котором проводился пленум, оказался довольно обшарпанным. Вдоль стен была складирована мебель – парты и шкафы. В потрепанных кожаных креслах разместились члены ЦК. На сцене за видавшим виды столом заседал президиум во главе с Геннадием Зюгановым. Здесь же нашлось местечко и для красного кандидата на минувших президентских выборах – Николая Харитонова. Сзади на представительный президиум взирал бюст Ленина, соседствовавший с большим черным роялем.
Г-н Мельников докладывал без перерыва почти полтора часа. Он вкратце рассказал об итогах десятилетней борьбы коммунистов за представительство в законодательной и исполнительной власти – как в регионах, так и на федеральном уровне. Речь г-на Мельникова по глубине охвата и масштабам сделанных выводов походила на эдакую «Нагорную проповедь» от КПРФ. «Расчет на безучастное ожидание быстрого «загнивания режима», массовое «прозрение» граждан или скорую «революционную волну» вряд ли теперь стоит считать верным», – мудро констатировал депутат.
В своем выступлении г-н Мельников не чурался самокритики – «мы мало и плохо говорили, в то время как могли это делать ярче и активнее». В законодательных собраниях регионов коммунисты представлены слабо. Вместе с союзниками их около 17% от общего числа, тогда как раньше было приблизительно 30%. Не лучше, как известно, обстоят дела и с думской фракцией КПРФ. Влияние партии на законотворческую деятельность снизилось на всех уровнях. Ряд поддержанных КПРФ губернаторов фактически переметнулись к Кремлю, да и вообще Центр сильно ограничивает пространство для губернаторских маневров. «Области, возглавляемые нашими губернаторами, должны стать горящими под землей торфяниками, которые будет очень трудно, если вообще возможно, потушить, когда огонь вырвется наружу», – замысловато-революционно заявил г-н Мельников. Во время доклада многие участники пленума откровенно скучали и не знали, чем себя занять. Например, Николай Харитонов был замечен за чтением газеты как раз в тот самый момент, как г-н Мельников перешел к обсуждению региональных тенденций. Зато окончание доклада было встречено искренними и продолжительными аплодисментами.
«Сегодняшний пленум посвящен исключительно важной теме – повышению эффективности работы коммунистов во всех структурах власти. Сегодня сидим, обстоятельно обобщаем. Специально вас пригласили на доклад», – в перерыве пленума постарался спрессовать 80-минутное выступление г-на Мельникова в краткие тезисы для прессы г-н Зюганов. «Мы решили отстроить несколько вертикалей», – пояснил лидер КПРФ. Первая – законодательная. Вторая – молодежная, «чтобы не было ни одной первички, где бы не было хорошей молодежной организации, комсомольской, пионерской, военно-спортивной и творческой». В частности, с удовлетворением отметил Геннадий Андреевич, в его родной Орловской области уже 50 тыс. пионеров. И, наконец, вертикаль третья – профсоюзная. Коммунистам надлежит активно с ними взаимодействовать.
«Я думаю о том, как подготовить новую, сильную, молодую и грамотную команду, – признался г-н Зюганов. – Например, сегодня с докладом выступал не я, хотя тема очень важная. Энергично развивается Владимир Никитин – первый секретарь псковского обкома, председатель контрольно-ревизионной комиссии ЦК. Благодаря ему резко усилилась партийная дисциплина и некоторые организации стали платить в 5 раз больше, чем они платили 3 года тому назад». В качестве примера он привел еще несколько перспективных обкомовцев и добавил, что о разумном и плавном обновлении руководства обязан думать «любой умный председатель партии». В связи со всем вышесказанным журналисты не могли не задать вопроса об еще одном стороннике обновления КПРФ, только не такого плавного, – «раскольнике» и «кремлевском кроте» Геннадии Семигине. «А какое отношение он имеет к пленуму? – удивился г-н Зюганов. – Никак не найдут ту партийную организацию, которая его принимала, ставила на учет. Хакасский обком ответил, что он там не стоит. Должна быть элементарная дисциплина – мы не общество любителей радиотехники, а серьезная организация». «Но семигинскую «первичку» ищут?» – озаботилась пресса. «Ищут», – успокоил Геннадий Андреевич и вернулся на пленум, продолжившийся в закрытом режиме.
Николай Харитонов: «Власть и оппозиция должны ходить под руку»